Занятия с обучающимися 3-х классов по развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления. Занятие на развитие логического мышления

» Как развивать логическое мышление у младших школьников

Занятия с обучающимися 3-х классов по развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления. Занятие на развитие логического мышления

Развитие логического мышления младших школьников — одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы для этого будут наиболее эффективными.

Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников. Бывает так, что даже старшеклассники не умеют логически мыслить, пользуясь приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр. Как правильно развивать логическое мышление младших школьников — вы узнаете из нашей статьи.

Мышление учеников младших классов имеет особенности

К тому времени, когда ребёнок начинает ходить в школу, его психическое развитие характеризуется весьма высоким уровнем.

«Каждый возрастной период ребёнка характеризуется ведущим значением какого-либо психического процесса. В раннем детстве ведущую роль играет формирование восприятия, в дошкольном периоде — памяти, а у младших школьников основным становится развитие мышления».

Мышление учеников младших классов имеет особенности. Именно в этот период наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

Учитель учит:

  • находить взаимосвязи в окружающей жизни
  • вырабатывать правильные понятия
  • применять на практике изучаемые теоретические положения
  • анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

Всё это позитивно влияет на развитие логического мышления младших школьников.

Педагогические условия

Правильно созданные педагогические условия стимулируют развитие логического мышления школьников

Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.

Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности. Это реально в том случае, когда учитель учитывает индивидуальность каждого. Кроме этого, раскрытию потенциала младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда.

Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию логического мышление ученика:

  1. Задания на уроках, которые побуждают детей размышлять. Лучше, когда такие задания не только на уроках математики, а и на всех остальных. А некоторые учителя делают логические пятиминутки между уроками.
  2. Общение с учителем и сверстниками — в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.
  3. Хорошо, когда учебный процесс наполнен элементами, где ученик:
    • может сравнивать понятия (предметы, явления),
    • понимать различия между общими признаками и отличительными (частными)
    • выделять существенные и несущественные признаки
    • не брать во внимание несущественные детали
    • анализировать, сравнивать и обобщать.

«Успех полноценного формирования логического мышления младшего школьника зависит от того, насколько комплексно и системно происходит обучение этому».

Начальная школа — наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:

  • формирование умения самостоятельно мыслить
  • обучение умению делать выводы
  • эффективному использованию полученных знаний в мыслительных операциях
  • поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, группирование, классификацию по определённым признакам, обобщение
  • использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

Упражнения и игры на логику

Средства развития логического мышления младшего школьника нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка

Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми.

Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр.

Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.

Упражнения и игры на логическое мышление

  1. «Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исклю­чить один предмет, у которого отсутствует некоторый призна­к, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями).

  2. «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).
  3. «Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.

На уроках чтения:

  • Кто последний тянул репку?
  • Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
  • Как звали мальчика с длинным носом?
  • Кого победил жених мухи-цокотухи?
  • Кто пугал трёх поросят?

На уроках русского языка:

  • Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
  • Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
  • Какую страну можно носить на голове? (Панама).
  • Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
  • Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? ( «Кошка»)

На уроках природоведения:

  • Паук — это насекомое?
  • Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
  • Как называется личинка бабочки?
  • Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).

На уроках математики:

  • Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
  • На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
  • Назовите число, в котором три десятка. (30.)
  • Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

«Совет. Для обогащения учебного процесса, а также для домашних занятий используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, много­численные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете».

Задания, активизирующие мозг

Существует множество заданий, активизирующих мозг

Задания на развитие умения анализировать и синтезировать

  1. Соединение элементов воедино:

«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».

  1. На поиск разных признаков предмета:

«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».

«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».

  1. На узнавание или составление объекта по определённым признакам:

«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».

Задания на умение классифицировать:

«Что общего?»:

1)      Борщ, макароны, котлета, компот.

2)      Свинья, корова, лошадь, коза.

3)      Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4)      Стул, парта, шкаф, табурет.

«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.

«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.

Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

Задание на развитие умения сравнивать:

«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».

Задания на поиск существенных признаков:

«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?

Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».

Задания на сравнение:

Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:

а) синего цвета б) жёлтого цвета в) белого цвета

г) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

а) квадратной формы б) круглой формы в) треугольной формы

г) овальной.

Сравним 2 предмета:

а) грушу и банан б) малину и клубнику в) санки и телегу

г) автомобиль и поезд.

Сравним времена года:

Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.

Нестандартные логические задачи

Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.

«А знаете ли вы, что математике присущ уникальный развивающий эффект? Она стимулирует развитие логическое мышление, самым лучшим способом формируя приёмы мыслительной работы, расширяя интеллектуальные способности ребёнка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных сферах, быть более внимательными, наблюдательными».

Кроме математически задач, мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соеди­нение несколько точек одной линией без отрыва руки).

Задачи со спичками

  1. Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.
  2. Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.
  3. Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

Всестороннее развитие мышле­ния обеспечивают также игры-головолом­ки: «Кубик Рубика», «Змейка Рубика», «Пятнашки» и многие другие.

Хорошо развитое логическое мышление поможет ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее

Предложенные в данной статье игры, упражнения и задания направлены на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днём. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.

Источник: https://paidagogos.com/kak-razvivat-logicheskoe-myishlenie-u-mladshih-shkolnikov.html

Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)

Занятия с обучающимися 3-х классов по развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления. Занятие на развитие логического мышления

Важнейшими компонентами мыслительной деятельности являются умения:

  • классифицировать;
  • систематизировать;
  • обобщать.

Эти умения развиваются и родителями, и воспитателями в детском саду, базовые навыки логического мышления являются одним из критериев готовности ребенка к школе, однако развитие этих умений продолжается и в начальной школе, и даже позднее.

Как ребенок мыслит?

Умения выделить существенное и обобщать происходит по такому алгоритму:

  • проанализировать свойства предмета;
  • сравнить его отдельные элементы;
  • соотнести конкретный объект с общим понятием;
  • найти общие признаки;
  • разделить существенные и второстепенные свойства;
  • определить предмет в соответствующую группу;
  • объединить схожие предметы.

Особенности детей младшего школьного возраста

Для развития этих логических операций важно выбирать такие педагогические средства и виды деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Необходимо учитывать следующие факторы.

  • Дети любят играть, поэтому большинство занятий должно проходить в игровой форме.
  • Ребенок не умеет долго сосредотачиваться на выполнении задания, имеет неустойчивое внимание, значит, в упражнениях следует использовать нестандартные игровые ситуации, элементы проблемности, необходимость поиска решений.
  • В силу особенностей развития шести- семилетки обладают образным мышлением (мыслят образами, «картинками»), на базе которого развивается логическая мыслительная деятельность. Вследствие этого для заданий необходимо подбирать наглядный материал: картинки и иллюстрации.
  • Дети спонтанны в своем поведении. Желательно организовать в классе специальный уголок для самостоятельной познавательной деятельности, где расположить дидактический материал, настольные игры и т.д.

Упражнения на логическое мышление можно использовать во время уроков, на внеклассных мероприятиях или на специальных психокоррекционных занятиях.

«Четвертый лишний»

Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое их которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.

«Что общего»

Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.

В 3-4 классах можно использовать просто перечень слов. Например:

  • Компот, котлета, каша, борщ.
  • Коза, свинья, корова, лошадь.

Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:

  • Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.
  • Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.

«Составляем загадку»

Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:

  • Какой предмет?
  • Из чего сделан?
  • Какой формы?
  • Какой на вкус?
  • На что похож?
  • Для чего предназначен? Где используется?

«Поиск нового»

Задание заключается в том, чтобы у двух, на первый взгляд абсолютно разных предметов, найти общие признаки. Например:

  • Лодка, кастрюля — имеют внутри углубление.

«Магазин»

Учитель должен подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.

После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный учитель. Например:

  • купить товар, который имеет обертку красного цвета;
  • купить товар, в составе которого есть клубника;
  • купить товар, необходимый для приготовления борща.

«Добавь недостающий предмет»

Детям предлагается карточка, на которой изображена таблица с предметными картинками в ячейках. В каждой строчке одна ячейка остается пустой. Необходимо определить существенный признак всех предметов в ряду и подобрать недостающий предмет.

В 3-4 классах задание можно усложнить — найти предмет, который будет соответствовать по своим характеристикам предметам, расположенным в одном с ним ряду и столбце. 

«Подбери противоположное»

Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.

«Часть — целое»

Дети должны по отдельному элементу назвать целый объект. Лучше предложить деталь, которая есть у нескольких предметов. После их называния можно попросить назвать и другие признаки, общие для всех этих предметов.

Также для развития умения выделять существенное рекомендуется предлагать детям упражнения на установление закономерностей.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/ns/6342_uprazhneniya_na_logicheskoe_myshlenie_detey

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.