Ваш психолог. Работа психолога в школе. Психология как изменить себя

Содержание

Начинающий психолог: с чего начать карьеру

Ваш психолог. Работа психолога в школе. Психология как изменить себя

Наша реальность такова, что многие молодые люди, даже имея на руках диплом о востребованном профессиональном образовании, не могут найти себе работу. Как поступать начинающему психологу в такой ситуации? С чего начать, чтобы потом работать по выбранной специальности?

Чтобы начать работу психологом – определяем сферу деятельности

Так как суть счастья зависит от удовлетворения трех основных групп потребностей человека – физических, эмоциональных и духовных, то реализация себя в профессии, как залог уважения себя самого, а также себя другими людьми (что относится к группе эмоциональных потребностей), очень важно.

Поэтому, чтобы ответ на вопрос, как начать работу психологом, привел вас к желающему результату, то он будет начинаться — с определения сферы деятельности, в которой вы бы предпочти работать. Тут вы должны проанализировать то, чем в рамках данной специальности, вам нравится заниматься больше всего, и то, что у вас получается лучше всего.

Это будет залогом того, что и дальше у вас получится все на «пять с плюсом». И, пожалуйста, не лезьте туда, что вас однозначно раздражает или выводит из равновесия (к примеру, дети, преступники или больные люди). В жизни нравится то, что получается, и, наоборот.

А основные варианты выбора сферы деятельности здесь такие:

  • Научно-экспериментальная психология. Специалисты данной области проводят эксперименты, изучают реакцию людей. Пишут на эту тему научно-познавательные статьи, защищают кандидатские и докторские диссертации. Для этого они сначала учатся в аспирантуре, а потом идут дальше по научной и преподавательской карьерной лестнице.
  • Социальная психология, психология личности. Речь идет о работе психолога с конкретными людьми и коллективами. Именно в рамках указанного направления начинающий психолог проводит консультации, оказывает клиентам практическую помощь, помогая им разобраться в сложной ситуации и найти из нее достойный выход.
  • Клиническая психология. В данном случае подразумевается, что психолог, специализирующийся на данном направлении, будет работать в клинике. Круг его пациентов будут составлять больные люди, к примеру, наркоманы, алкоголики, люди, пытавшиеся покончить с жизнью, клиенты, испытывающие стресс после потери ребенка во время беременности или при родах, люди, оставшиеся без руки или ноги, и тому подобное.
  • Педагогическая психология. Сюда обычно идут начинающие психологи, желающие оказывать консультации детям и их родителям. Речь идет о работе в образовательных учреждениях (школы, детские сады, колледжи, техникумы и т.д.), а также в системе правоохранительных органов (детская комната полиции, исправительные колонии для несовершеннолетних и т.д.).
  • Коммерческая психология. Тут подразумевается специализация на маркетинговой деятельности: когда создание того или иного товара, или той или иной рекламы, невозможно без учета психологического аспекта. В таком случае начинающий психолог, решающий с чего начать, будет работать в команде с дизайнерами, инженерами и маркетологами. Также сюда относятся психологи, работающие на производстве и определяющие, как поднять производительность труда, каких людей принять на работу, а каким отказать и так далее.

Делая выбор в пользу определенного вида деятельности, уже становится понятным, примерно на какой работе хотел бы работать начинающий психолог, какие консультации его привлекают больше всего, и в какой сфере деятельности он хотел бы попытается закрепиться. Мало того, частично становится понятным, где и искать такую работу.

Как начать работу психологом – поиск работы по профессии

Поиск работы по профессии начинающему психологу рекомендуется проводить по следующему алгоритму:

  1. Определите круг мест, где ваши профессиональные навыки, не подкрепленные пока опытом работы, будут востребованы.
  2. Разошлите в такие места резюме, а также запишитесь на собеседования по приему на работу.
  3. Поговорите со своими друзьями и знакомыми о местах возможного трудоустройства.
  4. Ищите вакансии на биржах в интернете, в центрах занятости и в тому подобных местах.

Это общий алгоритм поиска, и им следуют многие молодые люди. Но чтобы решение проблемы, как начать работу психологом, принесло максимально быстрые и, главное, хорошие результаты, то необходимо применить к своей жизни такие советы:

  1. Начинающий психолог, ищущий с чего начать, не должен ставить перед собой слишком высокую планку относительно вакансии. И не должен, соответственно, быть ориентированным на слишком высокую зарплату.

Вообще, опыт показывает, что лучшим вариантом будет один год отработать на какой-то низкооплачиваемой работе, например, в школе или медучреждении, набраться опыта, а потом уже, имея неплохие стартовые позиции по образованию и по опыту, подавать свои заявки на более престижные места.

  1. Если того требуют обстоятельства, то к своему диплому о высшем образовании, можно пройди курсы повышения квалификации, которые дадут дополнительные преимущества на рынке труда. Но курсы лучше подбирать не академические, а практические, а еще лучше – с последующим трудоустройством. Кстати, подобные курсы для желающих сделать хорошую карьеру нужно будет проходить регулярно.
  2. Будьте организованы. Составьте план, как вам начать работу психологом, какие места посетить, с кем поговорить. Чем более активным в процессе поиска вы будете, тем больший шанс, что вас где-то заметят и примут на работу.
  3. Проявляйте гибкость в отношении работы. Соглашайтесь на подходящие варианты, даже если сначала вы о них совсем и не думали. Вам нужно приобрести опыт, и начинающему психологу, к которому потом будут выстраиваться очереди для консультаций, без этого не обойтись.
  4. Составьте резюме, которое выделит вас из толпы, и хорошо подготовьтесь к собеседованиям. Используйте наши советы, вооружитесь оптимизмом, и все у вас получится!

Источник: http://evio-club.com/mnenie-psihologa/karera-mnenie-psihologa/nachinayushhiy-psiholog-s-chego-nachat/

Психолог в школе

Ваш психолог. Работа психолога в школе. Психология как изменить себя

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Ключевые задачи этого специалиста — помочь учащемуся выбрать грамотные механизмы поведения, выявить свои психологические проблемы, обрести внутренний и внешний баланс. Стоит заметить, что психолог не занимается патологическими сбоями в человеческой психике, а корректирует его внутренний мир и душевное состояние.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими.

Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач.

Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Штатные психологи в школе помогают учащимся быстро адаптироваться к новым условиям, определяют уровень готовности ребенка к обучению, занимаются профориентацией учеников старших классов, проводят работу с трудными детьми. Они обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло.

Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность.

В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:

  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.

К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя.

Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес.

Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Место работы

Дипломированные специалисты могут работать в психологических центрах, образовательных и медицинских учреждениях, на телефонах доверия, в частных компаниях по психологическому консультированию, на предприятиях в качестве штатных психологов. Многие психологи открывают частную практику, либо работают на дому.

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я».

Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов.

Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Источник: https://www.profguide.io/professions/school_psychologist.html

Также проводится индивидуальное обучение по направлению «развитие частной практики в онлайн-формате»: https://psyhelp24.org/online-konsultirovanie/

Ваш психолог. Работа психолога в школе. Психология как изменить себя

Многие вчерашние выпускники психологических вузов задаются этим вопросом: как начать практику психологу? где вообще водится эта практика для начинающих психологов? Да, безусловно, есть возможности волонтерской работы, есть социальные службы, все это дает опыт.

Но минус такого опыта в том, что редко кто помогает этот опыт в достаточной мере осознать и переварить. Ведь мало попробовать проконсультировать человека, нужно еще и осознать – что не удалось увидеть в ситуации клиента, где можно было бы быстрее помочь клиенту осознать что-то важное, были ли какие-то ошибки и т.д.?

А волонтерские организации чаще всего не могут предоставить внятной супервизорской поддержки, и практика для начинающих психологов выглядит в таком ракурсе по-спартански: выплыл – молодец, не выплыл – этому нечем помочь.

Прохождение практики психолога еще в период написания диплома может иметь супервизорскую поддержку (если вуз в состоянии это обеспечить), но везде это количество часов для прохождения практики психолога в вузе под супервизией – очень ограниченно. Ведь студентов много, и уделить каждому много времени – трудно.

И потом, такая практика для начинающих психологов ограничена учебным расписанием, работа не может вестись до того момента, пока студент не почувствует себя более или менее уверенно, чтобы заявлять о себе как о самостоятельном специалисте.

Многие психологи сами ищут себе супервизоров, что правильно, но супервизоры в свою очередь не горят желанием обеспечивать начинающих психологов клиентами: у большинства частнопрактикующих специалистов и центров налажен какой-то клиентский поток, в поддержание которого нужно все равно вкладывать усилия.

И потому нередко практика для начинающих психологов сводится к административной, маркетинговой и прочей не относящейся к собственно консультированию работе. Что разочаровывает многих вчерашних студентов: работы много, а приблизиться к консультированию так и не удается.

Для реальной и оплачиваемой работы нужен опыт, и даже при его наличии все равно предстоит в себя немало вкладывать – и в личную терапию, и в супервизии, и в дополнительные семинары и прочее. А чтобы мочь вкладывать – нужно что-то зарабатывать. А без опыта никто не берет. И вопрос «как начать практику психологу?» вертится по замкнутому кругу….

Зная всю эту ситуацию не понаслышке, изнутри, я предлагаю начинающим психологам совместить возможность постдипломного обучения с возможностью найти себе реальную практику, получить опыт и иметь возможность его осмыслить.

Практика для начинающих психологов: обучение и работа одновременно

У нас в проекте есть бесплатные предварительные консультации – например, форум, проходят акции с консультациями по электронной почте, бесплатно, со скидками и многое другое, что могло бы стать практикой для начинающих психологов, дать материал для супервизий, прежде всего.

По мере повышения вашего уровня у вас будет возможность войти в нашу команду и получать уже платных клиентов, т.е. начать работать за деньги. Поначалу все равно придется продолжать работать под супервизией, но со временем ваши расходы будут уменьшаться, а доходы – увеличиваться.

По большому счету, практика для начинающих психологов и состоит из работы под супервизией, но здесь у вас есть реальная возможность не только научиться работать, но и сразу найти себе профессиональную нишу, в которой вы сможете продолжить свою работу, а не искать себе клиентов с нуля, снова вкладывая, например, в собственный сайт или в ответы на форумах, где конкуренция очень высока.

Также у вас будет возможность пройти личную терапию, что, на мой взгляд, необходимо для того, чтобы не только начать практику психолога, но и эффективно работать в будущем, повышая свой уровень.

Каждый из потенциальных желающих пройти практику и обучение с последующей возможностью работы, сможет выбрать себе индивидуальную программу действий – когда, что, сколько и в каком темпе.

Данная возможность также не предполагает жесткого рабочего графика, а потому прекрасно может совмещаться с какой-то другой работой, которая пока сможет поддержать вас финансово и дать возможность начать практику психолога, вкладывая на первых порах в продолжение своего обучения.

Онлайн-психолог: дистанционное обучение и работа

Как вы уже заметили, наш проект специализируется на дистанционных консультациях. И такое дистанционное обучение психологов будет интересно, в первую очередь, тем, кто

  • В перспективе планирует именно дистанционную работу, не желая быть привязанным к одному и тому же месту;
  • Хочет учиться у специалистов разных направлений из разных мест, не ограничивая себя только своим городом, иметь более широкий выбор как обучения, так и клиентов;
  • Кто склонен писать, и кому интересно в будущем продвигать себя при помощи текстов (на эту тему могут быть организованы специальные мастер-классы);
  • Кто хочет и готов осваивать все многообразие современных технологий и «на ты» с компьютером.

Дистанционное обучение психолога в формате нашего проекта будет включать в себя возможность консультаций реальных клиентов, супервизий, общих интервизорских и супервизорских групп, личной терапии, мастер-классов по написанию текстов, основам интернет-маркетинга и самопрезентации психолога.

Программа для каждого будет составляться индивидуально, в зависимости от личных данных, запросов и возможностей каждого.

Какие минимальные требования предполагает такое дистанционное обучение начинающего психолога:

  • Законченное психологическое в/о
  • Готовность выполнить тестовое задание (ответы на вопросы клиентов в письменной форме)
  • На начальном этапе – готовность к оплачиваемым супервизиям и личной терапии
  • Интерес к написанию текстов, устойчивая грамотность, хороший русский язык

Стоимость групповых супервизий (актуально на 2018 год):

Также проводится индивидуальное обучение по направлению «развитие частной практики в онлайн-формате»: https://psyhelp24.org/online-konsultirovanie/

Как начать практику в нашем проекте

Чтобы начать практиковаться в нашем проекте пришлите свое резюме на адрес info@psyhelp24.org с примечанием «практика психолога», либо заполните форму ниже.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

«Как начать практику психологу?»

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

«Как начать практику психологу?»
https://psyhelp24.org/praktika-dlya-psihologa/

Источник: https://PsyHelp24.org/praktika-dlya-psihologa/

Условия для успешной деятельности психолога в школе

Ваш психолог. Работа психолога в школе. Психология как изменить себя

До 1988 года я работала в Научно-исследовательском институте образования взрослых в должности научного сотрудника. Программ занятий с детьми тогда не было.

Мы с коллегами сами создавали программы и методики, знакомились с опытом зарубежных коллег, затем – с опытом отечественных психологов.

Итоги 30-летней практической работы в школе, детском доме, ППМС центре, интернате, детском саду, педагогическом колледже предлагаем Вашему вниманию.

Психолог в любой ситуации может ускорить поиск решения, выработки стратегии и тактики разрешения проблемы.

Большинство педагогов и родителей считают себя психологами и отчасти это правильно.

Если взрослый человек анализ любой напряженной ситуации начинает с анализа своего личного «вклада в создание этой ситуации», то он, конечно, сам себе психолог, а психолог профессиональный может помочь обсудить направление изменения состояния взрослого человека, выработке стратегии и тактики решения сложного вопроса. Многие взрослые-психологи успешно находят выход из сложных ситуаций сами. Однако, если взрослому человеку не удается найти решение проблемы в течение года, то все участники образовательного процесса, ученики, педагоги, родители, чиновники так или иначе оказываются вовлеченными в психодраму педагога или родителя, находящихся в очень напряженном эмоциональном состоянии. Достижение инициатором конфликта катарсиса без профессиональной помощи за короткое время, как показывает мой опыт, невозможно.

Устойчивые позитивные результаты сотрудничества психолога с детьми и взрослыми. Исследование в 1999 году эффективности работы психологов в ППМС центре Красногвардейского района Санкт-Петербурга (руководитель – канд.пед.наук Т.Н.

Левашова), одном из первых центров, созданных в Петербурге, показало, что улучшение состояния детей и родителей наблюдалось уже после одного-трех посещений детьми и родителями ППМС центра в 80% случаев.

Стоит отметить, что профессионализм коллег этого центра на тот период времени был высочайшим.

В период работы в ППМС центрах в сложных случаях можно посоветоваться с коллегами, одновременно работать с семьей – детьми и взрослыми (например, я и музыкальный терапевт В.М. Элькин), была реальная возможность восстановить силы психологу. Кроме того, в ППМС центре не нужно убеждать родителей в необходимости помощи, родители обратились за помощью сами и настроены на сотрудничество.

Как создать такую атмосферу в школе, систему, чтобы работа психологов была максимально эффективной?

1. Необходима программа работы психологической службы, объединяющая всех участников образовательного процесса.

У взрослых людей свой опыт, ожидания от школы, специалистов, свои критерии их эффективной (неэффективной) работы.

Например, ученики, переехавшие из других регионов России, далеко не всегда могут учиться в новой школе (некоторые предметы им не преподавали, или же по каким-то предметам программа предлагалась в упрощенном виде).

Нередко создают напряженные ситуации многодетные родители, одаренные-конфликтные родители. Их ключевые слова: «Вы должны…, мы же работаем».

Мы предлагаем программу в новых школах, в школах, расположенных в районе новостройки для 1-11-х классов, адресованную учителям и родителям, педагогам и учащимся, а также администрации школ «Выбор жизненного пути». В начальной школе главный адресат – родители и педагоги, в 5-6-х классах – родители, педагоги и учащиеся.

В старших классах все более программа может быть обращена непосредственно к учащимся. Профориентация – заключительный этап работы по программе. Четвертый год работы по этой программе в школе в районе новостроек позволяет находить решение части конфликтов между всеми участниками ОП благодаря этой программе.

В настоящее время программа готовится к публикации.

На данном этапе развития психологии возможно и необходимо создание типовых программ для школ, объединяющих всех участников ОП. В соответствии с выбранной школой программой необходима профессиональная помощь – системная работа психологической службы в районе.

Желательно создание интернет-ресурсов по типу Википедии, с тем, чтобы родители, психологи, педагоги могли получить профессиональную помощь (статьи по разным вопросам воспитания, причины агрессивного поведения, быстрые способы восстановления хорошего самочувствия, куда направить на консультацию интернет-зависимого ребенка и др.).

2. Взаимопонимание. Ожидания чудес от психолога: «Он может все! Быстро! Он – волшебник, но вынужден, конечно же, скрывать это… может видеть насквозь… Одним взглядом, словом или прикосновением помочь ребенку и взрослому…».

«Настоящий психолог» может изменить, помочь, дать совет, показать путь к счастью. И эти ожидания оправданы: это могут сделать сами педагоги и родители при определенном настрое… Свои собственные мечты и возможности они проецируют на психолога.

Участие в работе единой для школы программы дает возможность достигать взаимопонимания, видеть вклад психолога в работу школы, его трудности и совместно искать пути решения проблем.

Психологу всё же важно уметь рассказать о своей работе, показать её эффективность уже в первые два года работы в школе, иначе возникает разочарование в его деятельности.

Психолог вынужден демонстрировать эффективность своей работы раз в полгода – раз в год, анализировать условия успеха (доверие, сотрудничество, терпение, профессионализм взрослых) и причины неэффективной работы (эмоциональное выгорание учителей, которое проявляется у преимущественного большинства педагогов уже через 5 лет работы в школе; непрофессионализм родителей, например, усыновили ребенка, а теперь решили вернуть его в детский дом; непрофессионализм педагогов, например, педагог по первому образованию инженер, не педагог, однако, не готов сотрудничать с психологом и педагогами, исходить из интересов ребенка).

3. Объем работы психолога.

Если взрослые и дети доверяют психологу, то количество сложных ситуаций в единицу времени в школе так велико, что практический психолог в школе сам «набирает» негатив, не успевая его преобразовать.

И уже сам психолог может создавать проблемы своим негармоничным состоянием. Через несколько лет работы в школе преимущественное большинство психологов эмоционально выгорают.

Для успешной работы в школе психолог должен работать 18 часов в неделю, так как встречается с очень сложными историями, с такими, с которыми не всегда справляются и опытные учителя.

Психолог должен иметь возможность получить необходимые консультации специалистов в особо трудных случаях.

Как учителя готовятся к уроку, так и психологи готовятся к каждой встрече, составляя индивидуальную программу работы с каждым классом, учеником, семьей.

В одной старинной школе с традициями, созданной до войны, я работала три года. Преимущественно, к детям и коллегам относились с уважением и любовью, атмосфера школы была теплая и спокойная.

В этой школе я одна успевала откликаться на все запросы родителей, педагогов, учащихся. На второй год работы оказалось возможным также вести уроки психологии в двух классах. А в школе-новостройке и 400 учащихся для одного психолога – много.

В такой школе даже опытному психологу нужен куратор в течение 1-2 лет.

4. Видимая для педагогов и родителей результативность работы психолога.

Один из принципов работы психолога – конфиденциальность – затрудняет понимание эффективности работы. В сложных случаях психологическая поддержка учащемуся нужна в течение 2-5 лет. Изменения при этом происходят постепенно, кажется, все идет само собой.

Психологу важно показать результаты без ложной скромности: если за 1-2 года удается снизить количество конфликтов и ЧП – это очень хороший результат работы психолога. Этот момент быстро забывается администрацией, педагогами («так и должно быть, само собой прошло»). Если удалось помочь нескольким учащимся, педагогам, родителям, это хороший результат.

Этот результат должен быть представлен администрации школы, классным руководителям. Если есть план работы с учеником, семьей, классом, предлагаемый психологом, согласованный и поддержанный администрацией школы и социальным педагогом, это – результат. Если изменений нет, то, обычно, это следствие невыполнения договоренности между всеми участниками ОП.

В особо сложных случаях критерием успеха может быть «не стало хуже, остается на том же уровне».

А у администрации школы есть и свои критерии, такие как: «психолог знает, что нужно делать в школе, быстро спланировал свою работу», «не конфликтует», «сумел предотвратить конфликт», «любит детей», «родители приходят на беседу», «некоторые ученики приходят за помощью», «не критикует, а ищет решения», «ни разу никому не отказал в помощи за несколько лет», «не опаздывает» и др.

5. Авторитет психолога в школе. В школе с традициями могли бы работать психологи со стажем 3 года (а до этого времени они могли бы работать помощниками психолога в течение одного-трех лет). Молодые специалисты, оказавшиеся в трудных обстоятельствах, без поддержки администрации и профессионала-психолога теряют свой потенциал, уходят из профессии.

Школьному психологу с любым опытом работы необходимо иметь возможность обратиться за помощью к профессионалам, так как в школе проявлен полный репертуар проблемам, никакой человек не в состоянии быстро найти эффективное решение без профессиональной консультации. Особо следует отмечать такое направление работы психолога как защита прав детей в школе. Желательно успешную работу психолога отмечать на всех уровнях каждые 2-3 года (грамоты, премии, путевки в санаторий и пр.).

Важно учесть специфику работы психолога: это новая область деятельности, многие курсы повышения квалификации для психологов – платные.
Начало конфликта в ожиданиях: «идеальный учитель», «идеальный ученик», «идеальная школа», «идеальный психолог».

Если так нас видят «идеальные родители», однозначно, удается быть на заданной родителями и учителями высоте. Ответ на вопрос: «Существуют ли идеальные родители? Педагоги? Психологи? Ученики?», наверное, очевиден.

Психологи, как и все люди, совершают ошибки и исправляют их.

Психолог иногда предлагает школе больше, чем она готова принять. Оказав первую необходимую помощь, психолог переходит в другое образовательное учреждение, где он необходим.

6. Разделение ответственности. Если ведется системная работа в школе, то конфликты преимущественно возникают с теми взрослыми (родителями и педагогами), которые отсутствуют на родительских собраниях, педсоветах, в тех классах, в которых классный руководитель держит психолога на расстоянии и не приглашают психологов на родительские собрания.

Эти взрослые склонны по разным причинам драматизировать проблемы. Более того, если еще только маячит возможность разрешения конфликта, психолог и педагоги предлагает реальную помощь, родители иногда еще больше «расширяют свое поле деятельности».

Такие безответственные родители (взрослые) должны быть предупреждены о юридической ответственности за оговор, дискредитацию специалистов.

7. Новые подходы в психологии. Огромным потенциалом обладает арт-психология, арт-педагогика, арт-терапия. Эти направления работы, органично включенные в работу школы, могут существенно снизить эмоциональное выгорание психолога, педагогов, помочь установлению контактов между педагогами и специалистами, поддерживать учащихся.

В тех школах, где уроки музыки, технологии, изобразительного искусства занимают достойное место, ученикам и родителям просто откликнуться на поддержку арт-психолога.

В таких школах психологу (учителю) практически нет необходимости «усыновлять» ученика, группу, класс, работая с ними до момента видимых позитивных перемен – ученики справляются сами, ведь им знаком язык души: музыка, образ.

Публикации

1. Материалы конференции «Инновации петербургской школы» в 2009 г. -Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 2009.

2. Сальникова Н.Е. «Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении». – Ж.«Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования». № 3, 2010 (effektiko.ru), стр.78-91.

3. Сальникова Н. Е. Работа с детьми. Школа доверия. Спб.: «Питер», 2003.

4. Сальникова Н. Е., Золотова Е. В. Выбор жизненного пути: «Проект Твоей Жизни». – Материалы V Всероссийской научно-практической (заочной) конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» 4-5 апреля 2016 г., Спб.

5. Сальникова Н. Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014, (на рус.яз.), 141 с.  URL: http://www.zhivoeozero.ru.

6. Сальникова Н. Е. Психология будущего сегодня. Психологическая служба в образовательном учреждении (1988-2014 гг.). // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2014. – № 3.sr.; URL: pem.esrae.ru/4-22.

7. Сальникова Н. Е. «Профилактика суицидов. 12 советов молодому психологу». – Интернет, октябрь, 2014.

8. Сальникова Н. Е. Сайт «Живое озеро. Институт Семьи», 2012–2016.  URL: http://www.zhivoeozero.ru.

Источник: https://psy.su/feed/6131/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.