Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

Содержание

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

Россия, Москва

Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.

Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.

Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.

Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.

Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.

Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.

Читать без регрессий: как и почему?

Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.

Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.

Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.

Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.

Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.

Читать без артикуляции: сложности и особенности

Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение ых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.

Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.

Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» — скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.

Внутреннее проговаривание — определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.

Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.

Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку: «7 эффективных техник запоминания»

Реципация: что это такое?

Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.

Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.

Зачем постоянно развивать внимание и память?

Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.

Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.

Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.

Концентрация внимания – уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.

Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.

Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.

Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.

Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.

Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.

Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.

Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.

Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?

Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.

Как дать себе установку на запоминание?

Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.

Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.

Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.

Технология запоминания

Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.

В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.

На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.

Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения

Метод пристрелки

Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:

  • какие три факта были наиболее запоминающимися?
  • что необходимо уточнить?
  • где в тексте находятся основные мысли?
  • как можно кратко выразить идеи текста?

Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.

Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.

Источник: https://ZapomniVse.com/stati/skorochtenie/tekhnika-bystrogo-chteniya.html

Упражнения для скорочтения

Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения.

Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации.

«Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд”. Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана.

Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий”. Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного”. Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет”. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово”. Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки”. Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка”. Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость”. Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст”. Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь”. Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку”. Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение”. Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти.

Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее.

Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей.

Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса.

Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от Logic поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Забыли пароль или нет доступа к заданиям? Не проблема!
Пишите на office@logic.com – мы все уладим в течение дня!

Источник: https://logiclike.com/blog/vnimanie-i-pamyat/uprazhneniya-dlya-skorochteniya

Методика скорочтения: 5 эффективных практик!

Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

В настоящее время существует огромный выбор методик, позволяющих повысить технику чтения.

Их можно освоить не только в системе онлайн-занятий, специально проводимых курсах, семинарах, но и самостоятельно, путем каждодневных тренировочных упражнений.

Как сделать это наиболее эффективно? Рассмотрим на примерах. Выбранная вами методика скорочтения однозначно даст гарантированный результат!

Методика Теодора Рузвельта

Позволяет увеличить скорость чтения в 3-4 раза, доводя объём прочитанного материала до 600 слов в минуту.

Важно освоить принципы этой методики:

  • Избегать субвокализаций (мысленного проговаривания слов) за счёт переключения внимания с вокального восприятия читаемого слова на зрительный образ. Другими словами, нужно научиться читать глазами, а не ртом;
  • Не возвращаться к уже прочитанному. Поможет в этом простой карандаш, которым можно водить по строчкам, следя за ним глазами;
  • Тренировать периферийное зрение, позволяющее охватывать в процессе чтения не одно, а сразу несколько слов. Хорошим подспорьем в развитии такого навыка может стать чтение колонок газет или журналов;
  • Освоение быстрого чтения по диагонали, путем сужения угла просмотра строчек текста, которым нужно овладеть;
  • Поверхностное просматривание текста, или выборочное чтение за счет отбора ключевых слов и фраз, несущих основной смысл прочитанного.

Интерактивная методика

Данная методика скорочтения напрямую связана с изменением главных стереотипов чтения.

Например, стоит чаще практиковать чтение текста вверх ногами, в обратную сторону, зигзагообразное чтение, чтение «плавающего» текста, когда буквы иерархически движутся. Такие способы нацеливают мозг на восприятие целой оболочки слова, а не его буквенного состава.

Развитие бокового зрения при использовании тренажерной таблицы Шульте

Эта необычная методика скорочтения позволяет фокусировать внимание на центральных, самых важных элементах, развивая способность выделять в тексте главную мысль, искать слова-опоры, содержащие в себе основную информацию.

Для примера представляем вам одну из таблиц Шульте.

Метод инсайта

Для упражнения необходимо выбрать незнакомый текст. Сначала он должен быть небольшого объёма, затем можно использовать большие тексты. В выбранном тексте некоторые слова (а чуть позже группы слов, предложения, абзацы) прикрываются наклейками или маскируются специальными маркерами.

Суть метода состоит в том, что нужно прочесть текст, восстановив его содержание логически и по смыслу. Такой способ позволяет читать бегло, не зацикливаясь на мелочах, выделяя в тексте самую суть.

Методика Олега Андреева

Данная техника чтения подразумевает под собой поэтапное усвоение всех видов скорочтения:

  • Чтение сверху вниз и наоборот;
  • Быстрый поиск в тексте слова, на которое укажет другой человек (слово может располагаться как на странице текста, так и в главе). Подобное действие можно видоизменить. Например, если один человек начинает читать любое предложение из текста, а тот, кто желает освоить скорочтение, находит предложение и дочитывает его вместе с первым;
  • Логическое прочтение текста (пропуская строчку или две заданного текста), требующее восстановления всего текста;
  • Сканирование текста (за 20 секунд просмотреть содержимое страницы). Этот прием позволяет выделять главное и восстанавливать весь текст, не теряя его основного смысла;
  • Чтение на одном дыхании, без остановок;
  • Чтение вдогонку (скользя по строчке карандашом или пальцем, опережая глаза).

Любые из рассмотренных упражнений позволяют повысить технику чтения, увеличить объём запоминания материала, способствуют развитию внимания и памяти.

Источник: https://abzac.cc/metodika-skorochteniya/

Как можно научиться читать очень быстро, понимать прочитанное и запоминать

Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека.

То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель.

Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

«Метод пристрелки»

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: [quote]Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. [/quote]Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов

Но как научиться не только читать быстро, но и запоминать прочитанное? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя.

Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию.

И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики.

Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова.

А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными).

Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше.

У[quote]пражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.[/quote]

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте.

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке.

Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой.

Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное. Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Текст следует не только читать, но и понимать. Поэтому напарник должен проверить, как испытуемый понял содержание. После проверки нужно просмотреть исходник для сравнения.

Штурмовая техника — соревнование

Помогает выработке умения читать быстро ещё и такие упражнения, как штурмовая техника. Здесь снова помощь напарника будет чрезвычайно необходима.

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

Читать быстро может научиться каждый. Но самое главное в технике скорочтения – это научить себя понимать прочитанное, запоминать главное, выделять для себя важное. Именно на этом основано скорочтение.

урок по скорочтению:

Читать далее..

Загрузка…

Источник: http://www.manalfa.com/samorazvitie/kak-naychitsya-chitat-bistro

Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное?

Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

Способность быстро читать и надолго запоминать прочитанное – чрезвычайно полезный навык. Он необходим школьникам и студентам, которые постоянно усваивают новые знания. Но человек учится всю жизнь, а мыслительные способности снижаются с возрастом. Распрощавшись с конспектами, мы со временем замечаем трудности с восприятием и запоминанием информации.

Почему так происходит? Мозг нуждается в упражнениях, как тело – в движении. Если мы откажемся от регулярных тренировок, способности притупятся, а ранее полученные знания сотрутся из памяти. Единственный выход – развивать имеющиеся навыки и нарабатывать новые. Мы делимся самыми простыми способами, как научиться читать быстрее и запомнить больше.

Быстрое чтение — навык, который положительно повлияет на вашу память

Почему мы читаем медленно?

Исследователи определили, что среднестатистический американец читает 200-300 слов в минуту. Показатель растет с уровнем образования. Студент колледжа «проглатывает» 450 слов, преподаватель – 600-700 и так далее. Если брать во внимание особенности русского языка, то для нас нормой будут 150 слов в минуту. Но вывод очевиден. Хотите читать быстрее — читайте больше.

На скорость чтения влияют внешние условия. Неудивительно, что дома, в тишине мы читаем быстрее, чем в переполненном метро. Невозможность сосредоточиться ухудшает не только скорость чтения, но и способность понимать прочитанное. Вдумчивая работа над текстами требует комфортных условий. А в транспорте можно почитать художественную книгу или статью.

Быстрота чтения зависит от концентрации зрения на тексте. Наш взгляд двигается по тексту скачками. Каждый из них завершается фокусировкой на определенном участке страницы. Чтобы проверить это, сядьте за стол и положите перед собой книгу. Закройте один глаз, осторожно прижав веко пальцем, а другим скользите по тексту. Ощущаете прыжки? Они и тормозят чтение.

Скорость чтения зависит от возможности сконцентрироваться на тексте

Читая без спешки, мы часто возвращаемся к пройденному тексту. Это происходит непреднамеренно: мы задумываемся о своем, теряем концентрацию – и подсознание перебрасывает нас в начало знакомого предложения. Это тоже скачок, но назад. Такие «путешествия» занимают треть от времени чтения.

Удивительно, но львиную долю внимания крадут… поля. Фокусируясь на двух-трех словах, мы улавливаем остальной текст периферическим зрением. Если мы читаем предложение от первого слова до последнего, то захватываем пустые области по краям страницы. Мозг тратит время на восприятие этих белых пятен, и скорость чтения замедляется. Поэкспериментируем?

        Однажды Федор читал сборник романтических стихов до трех часов ночи.

Прочитайте эту фразу дважды. Сначала начните со слова «однажды» и закончите на «ночи». Во второй раз стартуйте с «Федора» и финишируйте на «трех». Заметили, сколько времени сэкономили? Так работают техники скорочтения. Владельцы электронных книг читают больше произведений, чем любители бумажных изданий. Возможно, секрет в том, что в «читалках» поля уже.

Владельцы электронных книг успевают прочесть больше произведений

Как развить скорость чтения?

Итак, советов лишь два:

  1. Избегайте скачков взгляда по странице.
  2. Не тратьте периферическое зрение на поля.

На первый взгляд все просто. Но чтобы использовать эти приемы каждый день, нужно развить их до уровня рефлекса. Для этого выполняйте комплекс из трех упражнений:

  1. Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать с одной части текста на другую. Положите перед собой открытую книгу и читайте, ведя кончиком пишущей принадлежности вдоль строки. Начинайте с первого слова и заканчивайте последним. Вы ощутите, как растет концентрация внимания. Затем подсчитайте количество строк на странице, засеките на секундомере одну минуту и принимайтесь за чтение. Постарайтесь тратить на строку не больше секунды. Не останавливайтесь и не возвращайтесь назад.
  2. Следующую минуту читайте с карандашом, но начинайте со второго слова в строке и завершайте за два до конца.
  3. В течение третьей минуты стартуйте с третьего слова и финишируйте на третьем с конца. Читайте со скоростью в полсекунды на строку. Не останавливайтесь, даже если смысл прочитанного будет ускользать. Сосредоточьтесь на времени и количестве строк.

«Разогревайтесь» минут 15, а затем измерьте скорость чтения. Она возрастет в 2-3 раза по сравнению с обычной. И помните: скорочтение требует постоянной практики, но позволяет развить показатели до 1500 слов в минуту!

Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать со строки на строку

Скорость и понимание

К сожалению, быстрота чтения ухудшает понимание и запоминаемость текста. Даже многолетнее использование этих техник не гарантирует, что вы не упустите важные моменты. Альтернатива скорочтению – методики Spritz и Blinkist. Идея та же. Мы много времени тратим на «скачки» по странице и считывание полей. Как избежать этого без ущерба для понимания текста?

  • Методика Spritz заключается в том, что слова появляются на экране по одному. Находящаяся в центре буква обозначена красным, что улучшает фокусировку зрения. Переключиться на прочитанное ранее или бродить взглядом по тексту невозможно. Английский вариант Spritz позволяет читать 600 слов в минуту. Компания создает приложения для телефонов, планшетов и ноутбуков на разных языках. На сайте Spzirtz вы можете перевести текст (в том числе русскоязычный) в эту систему чтения.
  • Компания Blinkist предлагает другой подход. Чтобы читать быстрее, нужно читать только важное. Приложение разделяет текст на удобные для восприятия сегменты. Каждый заключает отдельную мысль. Это делает Blinkist полезным для чтения длинных статей и произведений. Но будем честны. Студенты готовились к занятиям по вступлению и выводам к статье задолго до появления смартфонов.

Подведем итоги. Скорочтение – это интересно и полезно. Но освоение хитроумных методик займет много времени и вряд ли улучшит способность понимать информацию. В некоторых случаях лучше сделать акцент на анализе и запоминании прочитанного, а не на скорости поглощения страниц.

Запомнить всё

Память – удивительная вещь. Мы отлично помним мелочи вроде номера телефона школьного друга, и мгновенно забываем, что нужно купить в супермаркете. Как работает наша память? Она расшифровывает полученную информацию, отправляет её в «архив», а в случае необходимости ищет и извлекает обратно.

Ваш телефон откажется работать, если села батарея. Мозг тоже нуждается в подзарядке. Высыпайтесь, чередуйте отдых и труд, веселитесь, пейте достаточно воды. Употребляйте жирные кислоты Омега-3 — они содержатся в орехах, рыбе, льняном масле и улучшают мыслительные способности. Занимайтесь спортом. Всего 15 минут упражнений – и учеба пойдет гораздо легче.

Настройтесь на то, что выучить всё невозможно. Как и площадь настоящего архива, объем человеческой памяти ограничен. Чтобы сохранить новые сведения, мы избавляемся от старых. Изменить эту систему нельзя, но обозначить некоторые воспоминания как более значимые реально. Лучший способ надолго сохранить информацию – привязать её к эмоциям и образам.

Прокрутите в памяти книги, которые вы проходили по школьной программе. Как звали главных героев, где разворачивались события? Одни сюжеты вы перескажете сразу, другие – спустя время, третьи упустите.

Для тренировки памяти вспомните, какие книги вы читали в школе

А теперь подумайте, почему так происходит. Скорее всего, вы хорошо запомнили произведения, вызывавшие сильные чувства. Возможно, вы долго обсуждали эту книгу с подругой или писали по ней вступительное сочинение. А может, вам понравились иллюстрации – картинки пробуждают больше эмоций, чем текст. В любом случае, память скрепляет факты с эмоциями и бережно их хранит.

На этом построены многие методики запоминания.

  • Аббревиатура. Чтобы сохранить в памяти несколько названий, составьте новое слово или предложение из их начальных букв. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, — помните? Метод работает не только с цветами радуги.
  • Рифма. Стихи учить легче, чем прозу. К примеру, вы забываете дату отмены крепостного права – 1861 год. Попробуйте зарифмовать её примерно так: «Один восемь шесть один – дам свободу крепостным».
  • Ассоциации. Хорошо работает при изучении иностранного. Изучая новые слова, ищите в русском языке созвучные им. «Keep it» (держи это) похоже на «кипит», «necessary» (необходимый) – на« несёт сари». Заодно нарисуйте в уме человека, удерживающего кипящий чайник, или индийца, который бежит по улице, неся в руках сари (национальную одежду), необходимое его супруге. Английские слова часто имеют несколько значений. Ищите связь между ними. Слово «palm» обозначает дерево и ладонь. Представьте пальму с листьями, похожими на раскрытые ладошки. Узнайте, как звучат оригинальные названия любимых фильмов. Английское название сурка, «groundhog», сложно даже выговорить. Но если припомнить фильм «День сурка» («Groundhog Day») с Биллом Мюрреем, задача упростится.
  • Цепочка. Если нужно запомнить несколько случайных слов, свяжите их по смыслу. Классический пример – список покупок. Допустим, вы отправляетесь в супермаркет за яблоками, кофе и пастой. Представьте, как фрукт просыпается, пьет бодрящий напиток и тщательно чистит зубы.  Вряд ли вы забудете столь яркий сюжет по пути к магазину.
  • Чертоги разума.  Любимый метод Шерлока Холмса. Представьте себе помещение – комнату или дом, которую вы хорошо знаете. Мысленно нарисуйте то, что вам нужно запомнить, и расставьте эти предметы в чертогах. Чем ярче и необычнее будет «интерьер», тем дольше он сохранится в памяти. Добавьте прием цепочки. К примеру, вы учите пьесы Чехова. Вот в помещение входит Антон Павлович, беседуя с Дядей Ваней, рядом пролетает чайка, а в глубине комнаты цветет вишневый сад и гуляют три сестры… Секрет в том, чтобы посещать «чертоги» как можно чаще и не бояться воображать странные картинки.

При изучении иностранных языков хорошо работает метод ассоциаций

Советы тем, кто хочет помнить больше:

  • Пишите от руки. И не только конспекты. Переписывая информацию, мы запоминаем намного больше, чем при чтении. Заведите «литературный дневник». Выписывайте незнакомые слова, интересные цитаты и детали сюжетов, составляйте рецензии. Ленивый вариант – закладки. Подчеркните наиболее значимые абзацы и приклейте к странице цветной стикер. Если вы вернетесь к книге, то легко найдете важную информацию.
  • Чередуйте источник и дисциплины. Изучая определенную тему, не ограничивайтесь книгами. Найдите статьи, видео, лекции, изображения… Вы сформируете полную картину событий и не позволите мозгу переутомится. Если вы готовитесь к экзаменам, распланируйте день так, чтобы посвящать одному предмету не более двух часов. После сложной дисциплины возьмитесь за ту, что вам по душе.
  • Связывайте новую информацию со знаниями, полученными раньше, или жизненным опытом. Читая художественную книгу, вспомните, какие исторические события происходили во описанное время. Учите формулы по математике? Подумайте, как использовать их в быту.
  • Перескажите прочитанное своими словами, упрощая сложные моменты. Затем пробегитесь глазами по тексту и подумайте, что вы пропустили или перепутали. Обязательно проясните непонятные термины или выражения в тексте. Сделайте это сразу, чтобы не переучивать материал заново.
  • Делите информацию на «порции» и регулярно ее повторяйте. Если вам необходимо выучить 50 иностранных слов к концу недели, каждый день просматривайте 25 утром и 25 – вечером. Результат вас приятно удивит.
  • Забыли иностранное слово, дату или имя? Не бегите за консультацией к Google или конспекту, а попытайтесь вспомнить самостоятельно.

Тренируйте память

Способность много запоминать – не талант, а навык, который можно совершенствовать. Учите то, что вам по душе, будь то стихи или иностранный язык. Установите норму – одно стихотворение или 20 слов в неделю. Вместо социальных сетей уделите время приложениям для тренировки мыслительных способностей (Lumosity, Elevate — Brain Training, Memory) и тематическим сайтам:

  • uplift.io — подборка игр на память и скорость мышления. Заодно подтянете английский, географию, историю.mozgame.ru — еще несколько игр для развития разных видов памяти и внимания.

Для тренировки памяти отлично подойдут интерактивные приложения

Для тренировки зрительной памяти рекомендуем метод Айвазовского. Чтобы запомнить «картинку», внимательно смотрите на нее пять минут. Сохраните в памяти все до мелочей. Теперь закройте глаза и мысленно нарисуйте увиденное. Несколько тренировок – и проблемы с запоминанием улиц исчезнут.

Развитие скорости чтения и памяти – полезная и интересная задача. Но важно понимать, зачем вы берете книгу в руки. Если нужно составить общее впечатление о тексте, достаточно беглого просмотра. Но часто наша цель в том, чтобы осмыслить информацию, составить о ней мнение и применить в жизни. Развитие приносит работа над текстом, а не число прочитанных книг.

Источник: https://slygod.com/education/kak-nauchitsya-bystro-chitat/

Осваиваем скорочтение упражнения для самостоятельных тренировок

Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться скорочтению самостоятельно

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Бытует мнение, что люди, которые владеют методом скорочтения, поглощают книги так быстро, что просто не успевают все запоминать, а тем более усваивать. Нам с вами предстоит рассеять эти ложные слухи, освоив методы скорочтения в домашних условиях, и доказав себе, а заодно соседу, что скорочтение улучшает память и качество усвоения информации.

Если помните, в статье «Как научиться быстро читать» мы рассмотрели несколько способов, как освоить скорочтение. Упражнения, которые я приведу ниже, помогут вам достичь на этом поприще еще более весомых успехов.

Точка опоры

Для начала научимся определять опорные слова и фразы, то есть слова, которые имеют отношение к теме статьи. Можете мысленно «выделять» их другим цветом на своем внутреннем экране. Остальные слова пропускайте.

Вы заметите, что пропускать приходится довольно много, примерно половину текста, а то и больше.

Благодаря пропуску ненужных слов мы увеличим скорость чтения, а с помощью опорных слов будем лучше запоминать то, что прочитали.

Боремся с артикуляцией

Следующие упражнения по скорочтению помогут вам лучше справиться с таким недостатком, как артикуляция.

  1. Возьмите карандаш и, захватив его зубами так, чтобы он не соприкасался с губами и языком, читайте  текст;
  2. При чтении тренировочного текста непрерывно произносите какой-либо слог. Например, ТА-ТА-ТА-ТА. По окончании чтения обязательно проверьте, как усвоили содержание прочитанного. Попробуйте пересказать;
  3. Читаем текст, сильно прижав палец левой руки к сомкнутым губам.

Тренируем память

В развитии навыка быстрого чтения большую роль, если не главную, играет зрительная память. Посудите сами. На большой скорости мы выхватываем опорные слова, не останавливаясь и двигаясь все дальше. Если наша память при этом не будет стремиться так же быстро все запоминать, чтобы в последствии обработать, то чтение будет бесполезным занятием.

Я думаю, с маленькими словами (не более 6 букв) у вас проблем не будет, они сами запомнятся. А вот как научиться запоминать большие слова? Предлагаю сделать такое упражнение.

Приготовьте заранее карточки. На картонных листах напишите длинные слова, которые достаточно часто можно встретить в различных текстах. Можно вместить по 2-3 слова на одной карточке. Очень хорошо, если под этими словами будет размещена картинка, отражающая содержание этих слов.

При выполнении упражнения бросаем на мгновение взгляд на карточку, закрываем глаза и по памяти называем слова, которые были вписаны. Данное задание рекомендуется выполнять каждый день по 10-15 минут.

Пришел – увидел – прочитал!

От этого навыка напрямую зависит наша техника скорочтения. Упражнения, которые я приведу далее, помогут вам очень быстро, почти мгновенно, находить в просматриваемом тексте самые важные кусочки. Не более трех на лист. Прочитал – и двигайся дальше. Вперед и вперед!

Тренинг данного навыка состоит из 2 частей:

  1. Зоркий глаз. Поставив перед собой какой-нибудь предмет, разглядываем его 5 секунд, закрываем глаза. Пытаемся вызвать картинку предмета в памяти во всех деталях. Открываем глаза, сравниваем наши представления о предмете с реальным образом, отмечаем ошибки. Находим 3 детали, которые нам не удалось вспомнить. Закрыв глаза, представляем объект более подробно. И так далее. До 5-7 подходов.
  2. Умелый чтец. Быстро сканируя взглядом текст (за полминуты), найти ровно 3 главные фразы, самые важные по смыслу. С закрытыми глазами визуализируем перед собой эти фразы-образы. Открываем глаза. Сканируем вновь, 30 секунд, вылавливаем еще тройку фраз. Визуализируем. Сделать 4 подхода.

Строго вертикально

Обязательно научитесь читать вертикальным методом.

Двигаясь сверху вниз по строчкам, ваши глаза будут не только выигрывать в скорости по сравнению с обычным способом чтения, но и меньше уставать, так как все лишние движения будут сведены к минимуму.

Чтение «по вертикали» подразумевает собой наличие особого навыка – умения видеть всю строчку текста целиком, а лучше 2-3 и более строки. Это так называемое широкое поле зрения.

Поле зрения

Классическим упражнением развития поля зрения считается работа с таблицами Шульте, ее мы рассмотрели в отдельной статье. А сейчас я вас познакомлю с другими, не менее важными методами:

  1. Читаем стихи. Подбираем стихотворение как можно с более короткими строчками, сначала не более 15-20 символов. Следует читать, фиксируя взгляд на каждой строчке, пытаясь увидеть четко как первое, так и последнее слово. По мере тренировки стихотворные строчки будут увеличиваться в длине.
  2. Челнок. Выполняется под музыкальное сопровождение. Берем текст и в быстром темпе читаем первое и последнее слово каждой строки. Только эти слова, остальные пропускаем.
  3. Окно. Подойдите к окну. Что вы видите? Улицу, соседний дом, тротуар. Обратите внимание, как расфокусированы ваши глаза, пока вы рассматриваете предметы за окном. Теперь смените объект наблюдения. Посмотрите на текст, который вы только что читали. Удается ли удерживать глаза в расслабленном состоянии? Поочередно переводя взгляд с окна на книгу и обратно, добивайтесь расслабленного взгляда, именно в таком состоянии вы сможете увидеть всю строчку.

Подстегиваем мышление

Техника быстрого чтения нацелена на умение быстро выискивать самое главное, самую суть, пропуская при этом целые куски нудного и скучного текста, так называемую «воду» – то, что нам не надо. При таком режиме работы мышление должно действовать молниеносно, анализируя в доли секунду большие объемы информации и предугадывая, что будет дальше.

Приведу два упражнения для скорости чтения, которые помогут сделать работу мозга более эффективной.

Читаем через слово

В этом задании мы будем читать только каждое третье слово в тексте, пытаясь домыслить значение пропущенных слов. Проведя тренинг таким образом, вы с удивлением отметите, что наш мозг, оказывается, умеет читать между строк. Информация усваивается гораздо быстрее, на каком-то своем, интуитивном уровне. Повысились и скорость чтения, и скорость восприятия!

Пропуск букв

А здесь вам потребуется напарник. Попросите кого-нибудь взять маркер и зачернить некоторые буквы в тексте, который собираетесь читать. Чем больше букв будет убрано –тем труднее читать. Как вариант – вычеркнуть все гласные. Прочитайте текст.

На этом сегодня все. Тренироваться каждый день – хорошо, а с тренером – еще лучше! Настоятельно рекомендую обратиться к курсу в режиме онлайн «Секреты скорочтения». Специальные методики, обкатанные упражнения, масса полезных и интересных материалов по скорочтению, все изложено доходчиво и в увлекательной форме. Курс подходит и для детей, и для взрослых. Обязательно попробуйте.

Источник: http://my-day.pro/osvaivaem-skorochtenie-uprazhneniya-dl/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.