Синдром отличника: причины, симптомы, рекомендации. Синдром отличника у взрослых

Синдром отличника

Синдром отличника: причины, симптомы, рекомендации. Синдром отличника у взрослых

Что люди понимают под словом «отличник»? Это тот, кто учится на пятерки и выполняет вовремя домашнее задание, верно? Тогда что следует понимать под «синдромом отличника»?

Наверное, все стремятся быть лучше. Себя или других – не имеет значения.

Это абсолютно нормальное явление, естественная потребность, которая заставляет людей двигаться вперед, воплощать мечты в реальность и даже учит быть целеустремленными.

Потребность в самосовершенствовании была сформирована еще в детстве. Именно она заставляет детей не останавливаться на достигнутом. Для детей это своеобразный стимул, чтобы развиваться.

Позже «стимул» превращается в желание всегда быть первым, стараться все и везде успевать. Нравиться каждому, заслужить похвалу и получить признание. «Синдром отличника» — вот как назвали это психологи.

Что способствует развитию комплекса у разных людей, и в особенности у детей? Почему он появляется? И как определить, есть ли этот синдром у кого-нибудь из знакомых? Рассмотрим все эти вопросы более подробно.

Источники, или по какой причине появляется «синдром отличника»

Когда человек сосредоточен на саморазвитии в одной сфере, в этом нет ничего плохого. Например, психолог каждый день читает литературу по теме гендерная психология.

А телеведущий выполняет комплекс упражнений, способствующих развитию дикции.

Однако если юрист хочет писать компьютерные программы, изучить новостную журналистику, выучить три иностранных языка, то есть он хочет быть хорошим во всем, это может привести к последствиям психологического характера.

Нездоровое стремление к идеалу – это результат желания заслужить одобрение окружающих. Настроение индивидуума зависит от того, приняло его общество или нет, правильно ли он поступает или нет. Конечно, индивидуум опирается на стандарты окружающих, а не на свои собственные.

Последствия могут быть разными. Такой человек каждый раз, когда его негативно оценивают, переживает стресс. Непринятие критики может привести к депрессии. Еще хуже если он не знает, как остальные отреагировали на его поступок.

Тогда он будет теряться в догадках, волноваться, метаться из стороны в сторону: «Соответствовало ли это их стандартам?» или «А как меня приняли?».

Наверное, любой согласится: лучше знать, что тебя не приняли и работать над собой, чем пребывать в неведении.

Как это ни удивительно, свое начало «синдром отличника» берет в детстве. Родители поощряют детей за хорошие оценки в школе. В свою очередь, ребята стремятся получить балл как можно выше и выполнять домашнюю работу как можно лучше. Ведь за это их непременно похвалят родители.

Как правило, ни родители, ни дети не замечают, что такое поощрение может перерасти в проблему в дальнейшем и, таким образом, они психологически влияют на будущее детей, потому что для них стремление быть впереди всех – норма жизни. Когда дети вырастут, они разными способами будут стараться достичь идеала, быть впереди всех. Если же у них это не получится, они сильно расстроятся и огорчатся.

Известно, что у каждого свои методы борьбы со стрессом: сладости, алкоголь. О последствиях в этом случае говорить не надо.

Получается, родители ведут себя неправильно? Возможно, они просто забывают о главном – ребенку, как и любому человеку, нужно чувствовать, что его любят за то, что он есть. Просто есть.

Если он знает, что его любят не за отличные оценки в журнале, не за помытую посуду и не за убранную самостоятельно комнату, то он не будет огорчаться, когда получил плохую отметку.

Не будет плакать, когда его поругали за то, что он не помыл посуду сразу после того, как поел.

В дальнейшем он не будет стремиться поступать так, чтобы просто получить «кивок головы» со стороны окружающих. В противном случае ребенок поймет, что заслужить любовь, получить одобрение можно, только сделав что-то хорошее. И эта установка будет в его голове, когда он вступит во взрослую жизнь.

Желание стать лучше может легко перерасти в нездоровое стремление быть лучше всех и во всем. Надо чувствовать границу между ними и стараться ее не переходить.

Как узнать «отличника». Основные характеристики

  1. Зависть по отношению к тому, кто оказался «выше». Это значит, что «отличник» недостаточно работал, поэтому не смог достичь идеала. Кто-то занял пьедестал. Его пьедестал.
  2. Слишком бурная реакция на незначительные замечания. Для людей, не страдающих «синдромом отличника», это то, на что не следует обращать своего внимания.

    Однако даже слово, передающее негативную оценку в сторону «отличника», может его обидеть, вызвать у него сильное эмоциональное расстройство.

  3. Неудача – повод для грусти. Если не получилось с первого раза, не получится и со второго. И с третьего. И даже с четвертого. Потому что у «отличников» все должно быть идеально с первого раза.

    Их не волнует, что многие знаменитости претерпели сотни неудач, прежде чем стать успешными. У «отличников» все должно завершаться благополучно сразу.

  4. Самокритика в огромном количестве. Как правило, такой «симптом» проявляется именно в сравнении человека себя с другими. Например: «У меня не такой красивый почерк, как у Наташи» или «Дима в такой хорошей форме.

    Надо будет тоже купить абонемент в спортзал».

  5. Самооценка: то вверх, то вниз. Это происходит потому, что «отличник» делает так, чтобы окружающие его оценили положительно. Следовательно, он следует их идеалам, чтобы угодить остальным.
  6. Променять друзей на успех. Добрые слова в адрес отличника со стороны посторонних – хороший способ поднять ему настроение.

    Одобрительные фразы друзей для него мало что значат. Поэтому он готов ими пожертвовать, лишь бы получить «золотую медаль».

Не исключено, что некоторые из выше перечисленных качеств могут быть присущи любому человеку. Ведь все мы разные, и эти признаки могут проявляться у людей по-разному, в зависимости от ситуации, темперамента человека и его характера.

Однако если все проявляется у кого-то слишком ярко и одновременно, то нет сомнений — это типичный «отличник».

Источник: //www.psyportal.net/136382/sindrom-otlichnika/

Синдром отличника: причины, симптомы, рекомендации

Синдром отличника: причины, симптомы, рекомендации. Синдром отличника у взрослых

Стремитесь быть везде первым? Не переносите критику? Днем и ночью работаете, не покладая рук? Боитесь кого-то подвести? Вы даже и не догадываетесь, что у вас опасный невроз – синдром отличника.

Это навязчивое состояние, при котором ребенок все делает, для того, чтобы получить «пятерку», а взрослый – похвалу. Если у ребенка такое поведение легко можно скорректировать, то взрослому тяжело помочь.

Симптомы

Необходимо бить тревогу, если вы замечаете за собой:

  • Нестабильную самооценку. Когда хвалят, вы становитесь самоуверенным, а вот критика воспринимается тяжело. Некоторые даже впадают в депрессию, очень сильно волнуются, а затем появляется страх неудачи.
  • Постоянное стремление, хочется получать только положительные оценки.
  • Нездоровая зависть. Если кто-то работает лучше, появляется агрессия и злость.
  • Эмоциональная неуравновешенность. У детей, когда их не хвалят, сразу же случается истерика. Ребенок волнуется, что его недооценили. Взрослый человек также ждет похвалы, если этого не случается, он нервничает.
  • Тяжело преодолевать проблемы. Дети и взрослые, которые стремятся только к хорошим результатам, могут быстро сделать тяжелое дело, но не справляются с легким. Например, ребенок вызубрил сложную тему, а вот на контрольной не смог ответить на легкие вопросы. Человек боится ошибок, из-за этого не решается что-то изменить.

Интересно! Некоторые психологи видят в синдроме отличника положительные качества. Например, женщины «отличницы» — это супермамы, карьеристки, хорошие жены, а главное, всегда прекрасно стараются выглядеть.

В чем опасность синдрома?

Казалось бы, что плохого, если человек старается быть идеальным во всем. Как правило, многие переходят рамки, поэтому возникают серьезные проблемы. Для женщин синдром опасен тем, что часто заканчивается нервным истощением. Когда «отличница» не соответствует образу, она начинает страдать. Даже небольшое замечание начальника выбивает ее из колеи.

Некоторые женщины с синдромом остаются одинокими, потому что ищут идеала, которого на самом деле не существует. Не каждый мужчина может выдержать придирки «отличницы», пытающейся исправить его неудовлетворительное поведение.

Синдром развивается еще в детском возрасте. Если своевременно не бороться с ним, все заканчивается такими проблемами:

  • Человек не получает удовольствие от своей работы, для него главное результат.
  • Отсутствие творчества, появляется привычка «зазубривания».
  • Зацикливание на мелочных проблемах, отсутствует абстрактное мышление.
  • Из-за того, что у человека сложный характер, его никто не любит, он мало времени проводит с друзьями.
  • Эмоциональная неуравновешенность.

Парадокс в том, что человек проигрывает из-за своего болезненного желания – одержать победу. Малейшая неудача приводит к депрессивному синдрому. Человек не хочет ничего делать, сразу же опускает руки.

Рекомендации психологов для детей

Стоит отметить, у детей синдром развивается из-за недостатка внимания. Ребенку хочется что-то сделать хорошее, чтобы заслужить похвалу. Если вы замечаете, что школьник болезненно реагирует на критику, старайтесь быть открыты с ним:

  • Всегда обнимайте своих детей не за какие-то заслуги, а просто так.
  • Почаще улыбайтесь, разговаривайте с детьми, слушайте их.
  • Старайтесь поддерживать детей во всем.
  • Напоминайте ребенку о том, как он вам дорог.
  • Не забывайте проводить свое свободное время с детьми, не нужно их отталкивать, говорить о своей постоянной занятости. Все равно находите время сходить с детьми в парк, посетить цирк, кукольный театр, выехать на природу.
  • Замечаете, что ребенок постоянно сидит за уроками. Сделайте с ним все вместе и пойдите погуляйте.

Запомните! Ваш ребенок, кроме учебы, должен развиваться. Для этого запишите его в творческий, спортивный кружок. Отдыхая вместе со своим ребенком, вы должны учить его интересовать всем, не быть ограниченным, любить жизнь. Конечно, хорошо, что ваш ребенок учиться, но он не должен замыкаться в себе, иметь страх неудачи.

Методы борьбы с синдромом для взрослых

В данном случае важно своевременно начать бороться с собой. Прежде всего выяснить причину невроза. Также очень важно уметь расслабляться, отдыхать, можете иногда даже нарушить привычный уклад. Если вы профессионал, вам нечего бояться:

  • Немного опоздайте на работу, скажите начальнику, что просто проспали. Вы должны иногда напоминать окружающим, что живой человек, а не машина, которая постоянно работает и не может ошибаться. Если вас ценят, на такую мелочь никто не обратит внимание.
  • Запишитесь в фитнес-зал, на интересные курсы, прыгните с парашюта. Постоянно боритесь со своими страхами. Помните, все успешные люди совершают ошибки. Это своеобразный урок, после которого не нужно плакать, а, наоборот, еще лучше работать.
  • Будьте оптимистом. Старайтесь во всех ситуациях видеть только положительную сторону.
  • Экспериментируйте со своим стилем. Привыкли ходить в строгом сером, черном или белом костюме. У вас же есть выходные? Надевайте потертые, рваные джинсы, яркую футболку, кеды и отрывайтесь по полной. Так вы почувствуете свою свободу.
  • Не воспринимайте критику как приговор. Запомните, критика – это ценный совет, которым обязательно нужно воспользоваться. Если совершили ошибку, критика избавит вас от нее, и в дальнейшем больше не будете наступать на те же грабли.
  • Умейте прощать себя и окружающих.
  • Всегда оставайтесь человеком. Нельзя идти по головам для достижения своей цели. Уважайте окружающих людей, старайтесь поддерживать их, помогать. Избавляйтесь от таких негативных чувств как зависть, злость, агрессия, самоуверенность. Не зря говорят: «Сегодня вы на коне, а завтра вы под конем». Действительно, в любом случае нельзя терять моральных ценностей.

Итак, синдром отличника помогает многим людям достичь успеха. Главное знать меру, не зацикливаться на чем-то одном. Удачи вам!

Источник: //medportal.su/sindrom-otlichnika-prichiny-simptomy-rekomendacii/

Синдром отличника: как стремление к совершенству становится комплексом

Синдром отличника: причины, симптомы, рекомендации. Синдром отличника у взрослых

Перфекционизм во всём. Такова позиция каждого человека, обладающего так называемым «синдромом отличника». На первый взгляд это кажется не только безобидным, но и очень необходимым качеством, которое якобы позволяет всегда выкладываться по максимуму и достигать безоговорочно высоких целей. Однако на самом деле это далеко не так.

Подобный комплекс, именно комплекс, основан на психологических личностных особенностях, и истинным мотивом подобного поведения является, к сожалению, получение похвалы, одобрения и уважения со стороны окружающих. Именно это отличает их от, так сказать, настоящих, действительных перфекционистов, привыкших прилагать всевозможные усилия для получения идеального результата.  Разница заключается в приоритетах.

Стоит отметить, что синдром отличника может быть как врождённым, так и приобретённым. Формирование приобретённого синдрома происходит ещё в детском возрасте. Его возникновение обусловлено рядом причин:

  • Заниженная самооценка;
  • Повышенная необходимость во внимании со стороны родителей;
  • Страх наказания;
  • Высокие требования;
  • Непосредственное влияние родителей, неудовлетворённых своими юношескими достижениями.

Врождённый же синдром базируется на такой природной черте характера как честолюбие. Остальное же, всё вышеперечисленное, очевидно, не является чем-то врождённым. Неуверенность в себе, психологические страхи и неосознанные установки — это результат того, как повлияло на человека в период формирования личности его близкое окружение.

Стоит ли бороться?

Да. Определённо стоит.  На самом деле в этом нет ничего забавного, и это далеко не то, к чему стоит относиться равнодушно.

Здоровая психика важна не меньше полноценного физического здоровья, но, видимо, из-за недостатка или в целом отсутствия какого-либо понимания такой необходимости, этим часто пренебрегают.

Многие родители и опекуны, к сожалению, не задумываются, что их отношение, изначально, может, и не несущее в себе никаких скрытых мотивов, в любом виде воспринимается их детьми напрямую.

Когда Вы:

  • Сравниваете своего ребёнка с другими его сверстниками

Он неосознанно или осознанно стремится стать лучше них, но при этом не всегда знает как, не всегда может, из-за чего он считает себя хуже остальных, большинства или конкретного человека.

Многократное повторение подобного опыта приводит к расцениванию сравнения как разумеющейся нормы, что в дальнейшем снижает его самооценку каждый раз, когда тот сталкивается с человеком, который в чём-то лучше или только кажется лучше.

  • Устраиваете скандалы по поводу каждой совершённой им ошибки

Он испытывает ужас каждый раз, совершив её, ассоциируя свой провал с дальнейшей агрессией, заведомо ненавидя себя за то, что не смог ничего предотвратить. Даже если это по большему счёту от него не зависело. Развивается потенциальный страх допустить ошибку.

  • Ссылаетесь на Вашу усталость, игнорируя ребёнка, пришедшего поговорить, попросившего Вас о чём-либо и т.д.

  7 признаков устойчивой психики

Ему больно. И обидно. В следующий раз он не придёт за советом, а если и придёт, то не будет полностью откровенен. Единожды почувствовав необоснованную агрессию или равнодушие в его адрес, он неосознанно преуменьшит его собственную значимость как для Вас, так и для себя самого.

  • Уверены в том, что знаете лучше, а поэтому записали его в ненавистную ему секцию

Вы лишаете его свободы выбора. Не стоит возмущаться, ведь речь идёт не о том, что нужно забыть о всестороннем развитии, а о том, что нужно прислушаться к ребёнку, к его потребностям и желаниям, а также объяснить свою позицию по этому поводу.

Не бессмысленное принуждение, а обоюдный диалог, не обременяющий ни одну из сторон, который в итоге приведет к взаимопониманию — вот что необходимо в данной и подобных ситуациях. Да, это касается не только секций. Это касается всего, на почве чего возникают разногласия.

Даже самой незначительной для Вас мелочи.

Всё это впоследствии создаёт благоприятные условия для развития самого настоящего ощущения неполноценности, а вкупе с завышенными ожиданиями болезненная неуверенность рождает синдром отличника, который, в свою очередь, имеет прямое влияние на продуктивность и самочувствие обладателя.

У ребёнка, страдающего синдромом отличника, самооценка абсолютно нестабильна. Она зависит от оценки окружающих, что очевидно. От любой критики, пускай объективной и предъявленной в достаточно мягкой форме, способна возникнуть апатия.

  Похвала же вызывает излишнее самодовольство и чрезмерное восхищение собой.  Цель становится основой всех основ, и добиться её нужно любыми способами, даже не самыми справедливыми.

Успехи других людей пугают, злят, ставят в тупик и вызывают непонимание, первостепенной задачей является не удивление талантам окружающих, а сравнение чужих возможностей со своими.

Чья-либо неудача становится собственной радостью. Любая ошибка кажется трагедией, а отсутствие отклика на свои достижения со стороны общества заставляет впадать в истерику. Не будет такой деятельности, от которой ребёнок будет способен получать эмоциональное удовлетворение, всё внимание будет сосредоточено сугубо на результате.

Кроме того, в будущем комплекс сам по себе никуда не девается. Плохая оценка за контрольную и серьёзная проблема жестоких мирских реалий — вещи разные, поэтому взрослых людей с синдромом отличника ежедневно преследуют  неудачи из-за множества заведомо негативных мыслей.

Такое эмоциональное расстройство становится началом осложнений в виде множества болезней: невроз, депрессия, астма, конверсионное расстройство и т.п.

Продуктивность взрослых людей, обладающих комплексом отличника, гораздо ниже возможной, ведь большая часть энергии уходит на эти самые негативные мысли по отношению к своей жизни.  К своему труду. К окружающим. К себе.

  Как заставить работать мозг на 100%

Как бороться?

Синдром отличника очень сильно может мешать как в личной жизни, так и в бизнесе.

В самом начале статьи идёт речь о том, что данный комплекс не имеет отношения к перфекционизму, и это верно.

Однако найти эти весомые различия, не ошибившись, достаточно трудно, ведь изначально признаки одинаковы: стремление к наилучшим результатам, приоритетная расстановка в пользу поставленной задачи.

Для обеспечения возможности отличить и обнаружить синдром существуют проективные методики, беседы с психологами и специальные тестирования, разработанные экспертами и предназначенные непосредственно для этого.

Лечение

Основным методом лечения является психотерапия. Она направлена на изменение представлений о личной ценности, о ценности достижений, на формирование иных моральных установок и личностной независимости.

Такой метод строится на том, что необходимо осознать наличие проблемы, чтобы в дальнейшем её искоренить. Индивидуальные встречи помогают в этом, беседы заставляют проанализировать поведение и подумать над возможными его причинами, над тем, как можно было бы это исправить.

В дальнейшем возможны следующие способы решения проблемы:

  • Когнитивно-поведенческая терапия

В процессе терапевтических бесед открыто обсуждается сам комплекс, его отрицательное влияние на эмоциональное состояние. Во время сеанса корректируется поведение за счёт внушения понимания собственной ценности, преуменьшения значимости реакции окружения, внедрение осознания иного отношения к различным стрессовым ситуациям, к своим достижениям и достижениям окружающих.

Семейная терапия подразумевает коррекцию поведения не только пациента, но и его близкого окружения, которое могло стать причиной возникновения синдрома.

В ходе совместных бесед решаются проблемы личного характера, появляется возможность выговориться, а внимание уделяется не результатам деятельности, но качествам личности.

Положительное взаимодействие между близкими людьми искореняет изначальный источник проблемы.

Трудности в общении и социальном взаимодействии характерны пациентам с комплексом отличника, поэтому работа в команде является неотъемлемой частью психотерапии.

По ходу группового тренинга пациент не только общается с остальными, но и принимает активное участие в совместной деятельности, постепенно вновь приобретая уверенность в себе, меньше задумываясь об ошибках и учась заново любить то, чем он занимается

Прогноз и профилактика

Со временем все признаки комплекса сходят на нет, вещи, которые ранее казались очевидными, срочными и бесспорно важными, больше не беспокоят, акцент сделан не столько на достижения, сколько на объективное представление ситуации. Моральные установки изменяются, приоритеты становятся в пользу собственного психологического здоровья.

В заключение стоит, пожалуй, задать вопрос. Как давно адекватное отношение, элементарное уважение, умение, а главное,  желание понимать друг друга стали методами профилактики? На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы избежать появления подобных комплексов. Стоит лишь начать хорошо относиться к себе и к окружающим.

Источник: //psydeal.com/psihologiya/obshhaya/sindrom-otlichnika-kak-stremlenie-k-sovershenstvu-stanovitsya-kompleksom/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.