Самоконтроль: примеры из жизни, методы развития и особенности. Саморазвитие примеры из литературы

Содержание

Самообладание человека

Самоконтроль: примеры из жизни, методы развития и особенности. Саморазвитие примеры из литературы

Способности

Самообладание представляет собой собирательный образ, включающий в себя такие черты характера как решимость, выдержка, смелость, ответственность.

6 090 16 апреля 2015

К сожалению или счастью, жизнь человека не обходится без стрессовых ситуаций. Умение сохранять спокойствие в сложных моментах сродни настоящему искусству. Не всякий способен справиться со своими чувствами, сохранять хладнокровие и «трезвость» ума, когда эмоции переполняют изнутри. Что же такое самообладание и как оно влияет на жизнь отдельного человека?

Самообладание представляет собой собирательный образ, включающий в себя такие черты характера как решимость, выдержка, смелость, ответственность. Самообладание обязательно продиктовано волевым усилием личности, которая осознает нужность таких решительных действий.

Самообладание тесно связано с контролем и необходимостью периодически наблюдать и отслеживать собственные чувства. Взять под контроль эмоциональную сферу и ограничивать ее проявления не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Нужно иметь большой запас дополнительной энергии, чтобы использовать ее в данном направлении, совершенно сознательно запрещая себе что-то.

Ситуации, в которых необходимо самообладание

  • Сдача экзамена. Данное мероприятие очень хорошо знакомо студентам. Волнение, которое возникает за несколько дней до обозначенного события, иногда настолько переполняет эмоционально, что у личности повышается давление, моментально потеют ладони, лицо приобретает испуганно – напряженное выражение. Для успешного завершения этого дела, необходимо не только владеть информацией на высшем уровне, но еще и уметь контролировать собственные чувства – т.е. иметь самообладание. Паника, неуверенность в себе, бесконтрольное поглощение еды или потеря аппетита часто сопутствуют состоянию стресса. Из этого состояния можно выйти только путем целенаправленного волевого усилия. Нужно победить собственный страх перед возможной «опасностью» и мобилизовать все силы для успешного разрешения ситуации.
  • Новая работа. У каждого из нас в жизни наступает такой момент, когда требуется перебороть себя и начать заниматься незнакомой прежде деятельностью. Людям иногда бывает страшно что-то менять, возникает страх не справиться с задачей, не оправдать возложенные на них надежды. Тогда и начинает возникать лихорадочное состояние неуверенности в себе, теряется самообладание. Понаблюдайте за человеком, который только пришел в состоявшийся коллектив. Он стесняется о чем – то спросить, прояснить значимые для себя детали, уточнить названия и обратиться к кому – то по имени — отчеству. Конечно, все люди разные, и так ведут себя далеко не все. Однако, поиск новой работы и первые дни на незнакомом месте – сильнейший стресс для организма, который может даже привести к соматическим заболеваниям. Оказавшись в новой для себя ситуации, человеку требуется дополнительное время, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды и найти в ней для себя достойное место.
  • Стресс на рабочем месте. Вот уж чего никому не удается избежать! Работая в компании, мы ежедневно сталкиваемся с многочисленными проблемами и трудностями, которые не так-то просто побороть. У сильных людей появляется дополнительный стимул преодолеть внутренние и внешние преграды. Но прежде чем почувствовать самообладание, нужно пройти череду нелегких испытаний. Если на работе вас постоянно «дергают» и вы испытываете  колоссальное давление, стоит  самому позаботиться о собственном самочувствии. Пейте успокаивающие чаи, слушайте приятную музыку, выполняйте несложные релаксационные упражнения.
  • Потеря близкого человека. В данном случае имеет место быть не просто стрессовая ситуация, а настоящая травма. Нужно заранее подготовиться к тому, что она будет заживать долго и болезненно. В таких случаях человеку важно присутствие рядом близких и родных людей, которым можно всецело доверять и которые, безусловно, поймут его непростое состояние. Потеря близкого человека всегда характеризуется утратой интереса к внешним событиям жизни, нежеланием следить за собой, ходить на различные встречи и мероприятия, стойкой непереносимостью больших компаний. Даже общественные места, где скапливается весомое количество людей, могут раздражать, вызывать панику или смущение.
  • Незаслуженная обида. Кому-то может не понравиться ваша работа или первое творческое начинание. Человек, столкнувшись с грубой критикой в свой адрес, редко когда сохранит самообладание, не разуверится в собственных возможностях. Если, к тому же, обиду вам причинил близкий человек или коллега, которому вы доверяли, то чувство обиды невольно увеличивается в несколько раз.

Духовное самообладание

Лица, которые всерьез заботятся о своем личностном преображении, несомненно, задумываются над тем, чтобы стать духовно богаче. Самообладание на высшем духовном уровне помогает совершиться истинному очищению и просветлению. Аскезы и ограничения дисциплинируют душу, помогают ей возвыситься и осознать истинные ценности.

Пост, который держат духовные лица, не только помогает телу вывести шлаки, но и очищает душу. Владеть собой на тонком, духовном плане очень важно. Уметь  переступить через гордость, собственные недостатки весьма похвально и значительно.

Искусство самообладания

Человеку, решившему встать на путь личностного обновления, обязательно придется столкнуться с некоторыми трудностями. Эти сложности будут приносить ему не столько окружающие люди, сколько его собственное эго.

Дело в том, что всякая личность привыкает к определенному проявлению эмоций. Привычка и режим – великие вещи, которые трудно поддаются корректировке.

Рассмотрим основные трудности, которые неизменно будут возникать на пути к самообладанию.

  • Внутреннее сопротивление характеризуется повышенной возбудимостью нервной системы и проявляется в некоторой уязвимости перед следованием новому решению. К примеру, если человек решает начать заниматься биологией по вечерам для того, чтобы расширить свой кругозор  и подготовиться к  экзаменам, то ему именно в это время больше всего будет хотеться гулять, есть, разговаривать с друзьями по телефону, смотреть телевизионные программы. Откладывание необходимых действий на потом есть не что иное, как замаскированная работа эго, которое сопротивляется, «не хочет» менять привычный ритм жизни.
  • Неуверенность в себе сопровождает почти всех на первых порах движения к самообладанию. Это происходит потому, что организму требуется время, чтобы перестроиться. В частности, нужно научиться воспринимать себя более сильным человеком, победить реальные или мнимые страхи. А это колоссальный труд, в котором нужно ежеминутно побеждать в себе лень и тревогу. Замечено, что если бы люди так сильно не боялись неудач, то действовали бы гораздо решительнее и смелее.
  • Умение противостоять «соблазнам» заключается в способности сказать «нет» своим желаниям, если они не согласуются с выбранной целью. Замечено, что когда человек намеревается сбросить пару лишних килограммов, и садится на диету, окружающие, как будто сговорившись между собой, тут же предлагают ему вместе посетить кафе или приглашают в гости на чай с шоколадным тортом. Сильный человек возьмет свою волю в кулак и станет развивать самообладание, но не отступит от намерения.

Развитие самообладания

Как развить самообладание? Этим вопросом задаются, пожалуй, самые умные люди, для которых личностный рост и самосовершенствование представляют существенный интерес.

Развивать волю и ответственность за принятые решения необходимо еще и потому, что таким образом укрепляется уверенность в себе и стремление к новым победам.

Приведенные ниже упражнения помогут личности «созреть» для серьезных перемен.

  • Принятие чувств. Как бы вам ни казалось трудным и недостижимым исполнить свои заветные цели, вы не сможете этого сделать, если не научитесь признавать собственные индивидуальные слабости. Прежде чем пытаться в себе что-то исправлять, вначале нужно это принять. Просто осознайте свою индивидуальность, поймите – вы уникальны и другого такого человека на свете не существует. Негативные чувства, будь  то страх, гнев, разочарование тоже необходимо позволить себе чувствовать. Не убегайте от эмоций! Это первый шаг к истинному исцелению.
  • Йога и релаксация. Эти упражнения позволят вам расслабиться и приведут тело в норму. Вы освоите практику правильного дыхания, которое и является составляющей расслабления и самообладания. Уметь владеть собой и держать эмоции под контролем практически нереально без техники настоящей релаксации.
  • Медитация. Медитативная практика в наше время уже перестала быть чем-то таинственным и загадочным. Теперь всякий человек, интересующийся своим состоянием и желающий достичь успеха, может освоить этот метод. Медитация позволяет обрести душевное равновесие, зарядиться позитивной энергией, восстановить хорошее настроение после напряженного рабочего дня и поверить в свои силы.
  • Максимум информации. Тревогу и беспокойство вызывает отсутствие или недостаток информационных ресурсов внутри самого человека. Потому перед всяким важным делом потрудитесь получить достаточно знаний по конкретному вопросу. Если вы боитесь ездить на автомобиле, сначала изучите, как устроен его механизм, за счет чего достигается эффект движения, и только потом садитесь за руль. Когда человек понимает, откуда возникает та или иная составляющая, то ему становится гораздо легче освоить новую информацию, сделать ее своей.
  • «Заранее сданный экзамен». Если в ближайшее время вам предстоит сложный зачет или контрольная работа, не поленитесь подготовиться к мероприятию как следует. Только процесс подготовки не должен ограничиваться лишь изучением необходимого материала. Важно также внутренне настроиться на победу. За несколько дней до события перед сном представляйте себе, что экзамен вы уже сдали, и он прошел очень успешно. Воображайте насколько при ответе вы превзошли самого себя, как довольны остались ваши преподаватели и как легко вы себя теперь ощущаете. Попробуйте дословно расписать в уме признаки свершившегося успеха, тогда он естественно войдет в вашу жизнь и вы обязательно почувствуете самообладание.
  • Отпустите прошлое. Как это ни странно, большинство людей, находясь в настоящем моменте времени, продолжают жить давно прошедшими событиями и переживаниями. Вместо того, чтобы идти к новым свершениям, они бессознательно тормозят собственное развитие и буквально «застревают» на месте. Потом вполне обоснованно у них возникает страх перемен и всякое движение становится слишком болезненным событием. Как бы ни было трудно, не дайте себя обмануть! Только отпустив прошлое, простив себя за все ошибки, можно полноценно двигаться вперед с самообладанием.

Таким образом, уметь владеть собой в различных жизненных ситуациях крайне необходимо. Высокий уровень концентрации на своих ощущениях и чувствах обеспечивает полный контроль над эмоциональной сферой и возможность сделаться более уравновешенным.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/sposobnosti/samoobladanie-cheloveka.html

Самоконтроль – поведение, развитие контроля, упражнения

Самоконтроль: примеры из жизни, методы развития и особенности. Саморазвитие примеры из литературы

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное осознание индивидом своих собственных действий, а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, страхом.

Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях.

В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе.

Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля.

Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

перейти наверх

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.

Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения.

Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.

Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида.

Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

перейти наверх

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок.

Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки.

Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма.

Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

перейти наверх

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день.

В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку.

В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

• Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.• Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем.

Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.• Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки.

Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.• Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.

• Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

перейти наверх

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога.

Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга.

Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки.

К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем.

В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.

• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

перейти наверх

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере.

К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений.

Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей.

Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и самооценка весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно.

Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки.

Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом.

Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда.

Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Источник: http://PsyTheater.com/samokontrol.html

Саморазвитие и самосовершенствование: акмеологические основы самосовершенствования личности

Самоконтроль: примеры из жизни, методы развития и особенности. Саморазвитие примеры из литературы

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

..Соответствовать внутренней силе, а не мнимому идеалу. Соответствовать личному стилю — не шаблону и не лекалу…   

Арина Забавина

 C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

акмеологические основы самосовершенствования личности – это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства.

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности – психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека – это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование – определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование – это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента – адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:
 

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи – век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека – обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:
 

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:
 

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей; 
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование – пример личного плана работы:
 

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми – оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» – и касается это исключительно духовной пищи.

Источник: http://superiorseller.com/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie-akmeologicheskie-osnovy-samosovershenstvovaniya-lichnosti

Примеры из литературы: самовоспитание личности

Самоконтроль: примеры из жизни, методы развития и особенности. Саморазвитие примеры из литературы
Образование 20 июля 2016

Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути.

Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом.

Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои литературных произведений.

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи – век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя».

В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию.

В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ.

Отличный пример про самовоспитание из литературы – книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких.

В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе – привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини – Наташи Ростовой.

Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой жизненный путь, позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться.

Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы – русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону.

В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности.

Патриотизм героев былин – отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в классической литературе представлены в школьной программе. Пример для подражания ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений.

Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский.

Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание – тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление.

На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге – абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость.

В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая».

Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме.

Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими жизненными принципами быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям.

Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание.

Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает».

Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве.

Древнегреческий оратор Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора.

Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом.

Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе.

Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого – прекрасный пример нравственного развития и совершенствования.

Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.

Материал для саморазвития

На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию.

Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко.

Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается.

Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

Заключение

Самосовершенствование имеет определенный механизм. Сначала человек должен выбрать цели жизни, подобрать идеалы, учитывая нормы социального поведения. Далее выполняется подготовка к жизни в современном обществе, формируется умение коллективного сосуществования.

Психологи убеждены в том, что для саморазвития важны противоречия. Помимо положительных героев, педагог должен рассматривать на занятиях и отрицательных персонажей, вместе с ребятами изучать их негативные качества. В книге «Организация самовоспитания школьников» А. И.

Кочетов упоминает о том, что любая личность противоречива, в ее внутреннем мире постоянно происходят периоды спада, конфликты, столкновения. Но без этих процессов у ребенка нет шансов на саморазвитие, улучшение своих личностных качеств. Есть пять «надо», помогающих ребенку начать самовоспитание.

Примеры из литературы учат помогать старшим, добросовестно выполнять наказы учителей, ставить коллективные интересы выше личных, быть честным, добросовестным.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/181246/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.