Мотивация деятельности человека. Мотивация личности в психологии

Содержание

Мотивация деятельности человека – поведение, потребности, желания, мотивы, цели, удволетворения, Маслоу

Мотивация деятельности человека. Мотивация личности в психологии

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Личность и ее мотивация по Маслоу

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

перейти наверх

Поведение индивида, потребность мотивации

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:

  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны.

Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом.

В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

перейти наверх

Мотивированная деятельность личности

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

перейти наверх

Личностная мотивация – основа организационного поведения

Предъявляемые современностью требования к руководителям содержат, в том числе и требования к умению результативного управления подчиненными, взаимодействию с людьми. Важно, чтобы руководитель осознавал мотивы поведения и механизмы развития всех поступков. После осознания мотивов окажутся понятными и причины, являющиеся базисом для поступков.

Понимая их суть, можно выявить пути эффективного воздействия на работников, что послужит основой для того, чтобы добиться качественно новых организационных результатов. К основным факторам, вырабатывающим образ действия индивида, относятся среда, в которой он находится, его потребности и интересы, а также мотивы поведения.

В понятие среды включается ряд объективных условий – природа, производство, общественная часть – степень общественного развития, внутригрупповые социальные отношения. Окружающая индивида среда оказывает воздействие на возникающие у человека потребности, формирующиеся с самого его рождения.

Маленький человек испытывает врожденные потребности физические и физиологические, но лишь постижение окружающей среды индивидом порождает дополнительные потребности, которые и определяют в дальнейшем его интересы, желания и цели.

В основе становления организационного поведения оказываются такие факторы, как общий уровень культуры в организации, микроклимат на предприятии, персональные черты сотрудников и руководителя.

В значительной степени именно от руководителя будет зависеть исполнение поставленных организационных и иных целей, но при этом он должен уметь выявлять мотивы сотрудников и их индивидуальные способности, поддерживая такую среду, которая бы такие способности подчеркивала и усиливала.

Никогда не следует забывать о том, что в основе любой организации находятся люди со своими мотивами, желаниями и целевыми установками.

Источник: http://PsyTheater.com/motivaciya-deyatelnosti-cheloveka.html

Мотивация деятельности с точки зрения психологии

Мотивация деятельности человека. Мотивация личности в психологии

Мотивация деятельности человека впервые была рассмотрена как наука А. Шопенгауэром. По его мнению, данный термин включает в себя динамический процесс, имеющий физиологическую природу.

Им можно управлять, причем используя психологию человека. Проявляется мотивация на эмоциональном и поведенческом уровне.

С первого взгляда все кажется слишком сложным, поэтому попытаемся разобраться в явлении, от которого зависит каждый из нас.

Понятие

Несмотря на популярность данного запроса и активность изучения мотивации, конкретного определения термина не существует. Слишком часто на эту тему спорят ученые умы, представляя свои гипотезы. Их объединяет попытка объяснить суть мотивирующих обстоятельств. Каждая версия пытается ответить на вопросы:

  • из-за чего человек начинает действовать;
  • какие потребности он удовлетворяет, выполняя ту или иную задачу;
  • почему и как подбирается последовательность действий;
  • какие результаты ожидает личность, насколько они значимы;
  • по какой причине отдельным категориям людей удается гораздо быстрее достичь поставленных целей, чем другим представителям социума, наделенным аналогичными способностями.

Часть исследователей сошлись во мнении, что мотивация является врожденным или приобретенным механизмом воздействия на человека. Другие уверены, что причинами более высокой активности, быстрого достижения цели являются обстоятельства и условия. Третьи настаивают на сочетании первых двух версий.

В итоге было собрано единое понятие мотивации — это система, включающая в себя внешние, внутренние факторы, стимулы, действующие на поведение человека.

Из чего состоит мотивация

Психология мотивации включает несколько ключевых понятий:

  • мотив — идеальный предмет, к которому стремится приблизиться человек;
  • потребность — неосознанное желание личности избавиться от возникшего дискомфорта;
  • цель — желаемый результат сознательных действий.

На примере питания данные составляющие можно охарактеризовать таким образом — голод является естественной потребностью, желание поесть мотивом, а конкретное блюдо целью.

Виды

Мотивация деятельности подразделяется на две группы:

  • Экстринсивная, иначе внешняя — мотивы, обусловленные любыми внешними факторами.
  • Интринсивная, внутренняя — зарождается благодаря личным потребностям, интересами, установками. При такой мотивации человек действует по собственному желанию, несмотря на внешние обстоятельства.

Также мотивация может быть положительной и отрицательной. Первая базируется на позитивных ожиданиях, вторая на негативных. На практике это выглядит следующим образом — при положительном мотиве «я делаю, потому что тогда получу определенную выгоду», при отрицательном «я не буду ничего делать, тогда меня, например, не накажут или не лишат премии».

Устойчивая и неустойчивая мотивация — еще два вида рассматриваемого явления. Например, при ощущении голода, холода или жары человек имеет устойчивый мотив поесть, согреться или охладиться.

И он будет выполнять необходимые действия, чтобы достичь поставленной цели. Примерами неустойчивой мотивации может быть попытка похудеть или бросить курить.

В этом случае человек не испытывает особого дискомфорта, поэтому сегодня он устойчив в желаниях, а завтра снова забывает о них, соответственно не достигает цели.

Существует еще три подвида мотивации — персональная, групповая, познавательная. Первая определяет удовлетворение личных потребностей, вторая направлена на группу лиц, связанных общим интересом (семья, рабочий коллектив, учебный класс), а третья подразумевает любой вид образовательного процесса.

Стимулы, заставляющие действовать

Мотивация и деятельность немыслимы без мотивов, которые подталкивают нас к определенным поступкам, стимулируют к работе и активности.

Самоутверждение

Психология человека устроена таким образом, что ему просто необходимо быть оцененным, уважаемым.

Чувство собственного достоинства возрастает в несколько раз, стоит только доказать всем, что ты способен на какие-то поступки.

Именно самоутверждение заставляет нас строить карьеру, заканчивать институт на отлично, худеть, избавляться от вредных привычек, становиться лучше и проводить комплексную работу над собой.

Идентификация

Подобные мотивы характерны для подростков, ищущих себя в жизни, хотя у взрослых людей зачастую тоже просматривается идентификация. Это желание быть похожим на кого-то — на родителей, родственников, персонажей кино, книг, артистов или актеров.

Стремясь соответствовать их личности, человек становится более уверенным в себе, возникает смелость, готовность совершать те поступки, на которые ранее не хватало вдохновения.

Со временем такой стимул отходит на второй план, но для многих людей его наличие и переживание играет важную роль в успешной социализации.

Власть

Желание управлять коллективом возникает у многих людей, поэтому этот фактор является весомым на фоне других.

Человек, намеренный возглавить отдел, город или страну, устанавливать свои правила, готов жертвовать многим, лишь бы приблизиться к желаемому.

При этом путать мотив властвования и самоутверждение нельзя — при такой мотивации человек хочет обрести влияние над другими, а не удовлетворить собственное достоинство.

Процессы и содержание

Данный стимул не содержит конечной цели — психология человека иногда заставляет его заниматься выбранной деятельностью только потому, что она приносит ему удовольствие в процессе.

Например, поклонники караоке любят петь, им нравится это состояние души, но они не стремятся к вокальным конкурсам.

Аналогично обстоит дело со спортом и танцами — человек может часами проводить время на тренировках и репетициях, при этом не ставить цели стать знаменитым, зарабатывать деньги и т. д. Это хобби, приносящее моральное и физическое удовлетворение.

Саморазвитие

Еще одна мотивация к деятельности — важен постоянный рост, развитие всех качеств. Людям, достигшим вершин, свойственно гордиться былыми достижениями.

Но время проходит, личность стремится сохранить их, чтобы не возникло внутреннего конфликта. Начинается процесс самообучения и развития, которые помогают сохранить то, на что было потрачено много сил и времени.

Однако основным требованием для постоянного саморазвития является удовлетворение от обретения новых навыков.

Достижения

Это движущая сила всех жизненных сфер человека — мы каждый день составляем хотя бы краткий план. Сходить на работу, посетить фитнес центр, сделать с детьми уроки и т. д.

Достижение всех поставленных задач удовлетворяет нас, в противном случае мы испытываем дискомфорт, нервное напряжение, недовольство.

Также и при постановке более серьезных целей — мы знаем, что, если достигнем того, чего желаем, будем ощущать сверх приятные эмоции.

Социальная мотивация

Стимулы этой группы предназначены для таких профессий, как депутаты, военные, медики, учителя и т. д. Их деятельность направлена на интересы общества, они имеют долг перед социумом и ответственность за результаты своей работы. Такие мотивы заставляют быть более внимательным, чтобы не пострадали другие люди.

Как мотивировать?

Каким бы сложным ни было достижение результатов, способы мотивации, которых насчитывается несколько десятков, эффективно помогают на каждом этапе. Условно их разделяют на три группы.

Мотивация персонала

Комплекс действий и заданий, включающих в себя моральную, материальную, профессиональную поддержку работников.

Основные цели сотрудников и руководства сходятся — повышается качество и эффективность трудовой деятельности.

Сюда входят премирование как стимуляция работы, стиль управления, обучение и повышение квалификации, соблюдение ряда правил, от штрафов за опоздание до субординации, воздействие на работников с учетом их интересов.

Стимуляция обучающихся

Каждому школьнику важно понимать, для чего он учится, зачем нужны пятерки и сданные рефераты, для чего учить теоремы и правила. Поэтому педагогами придуманы всевозможные опыты, наглядные пособия, поучительные рассказы из жизни, вызывающие интерес учеников.

Проводится анализ прочитанного и реальной жизни с целью поиска связи, создается имитация спора, в котором учитель может уступить ненадолго, лишь бы спровоцировать у учеников желание подумать, почитать информацию, расширив кругозор.

Совершенствуются программы обучения и привычные предметы, чтобы они соответствовали современной жизни.

Самомотивация

Поставить цель несложно, гораздо тяжелее достичь ее. В силу природной лени, слабости и других факторов мы можем годами совершать попытки, но оставаться ни с чем. Мотивировать себя будет намного легче, если заняться самовнушением, переубедив, что себя в необходимости выполнения задачи.

Полезно почитать биографии выдающихся личностей, узнать, что им пришлось пережить, чем пожертвовать. Посмотреть чужие примеры, например, фотографии похудевших и помолодевших людей. Заниматься развитием собственной воли — действовать, минуя «не хочу».

Представить то, к чему стремишься — визуализация во многом помогает быстрее взять себя в руки и начать действовать.

Вывод

Теперь, зная, что такое мотивация к действию, и какой она бывает, а также каковы способы мотивирования, будет гораздо легче правильно выстроить план, найти свои мотивы, которые помогут не отступать от намеченной схемы.

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/motivaciya/deyatelnosti-cheloveka

Мотивация личности

Мотивация деятельности человека. Мотивация личности в психологии

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются  оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать,  установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: https://psihomed.com/motivatsiya-lichnosti/

Личность человека: мотивы и мотивация

Мотивация деятельности человека. Мотивация личности в психологии

Мотив – это сама потребность, которая может стимулировать человека на совершение каких-либо действий, необходимых для достижения поставленных целей (в данном случае – удовлетворение потребности).

Практически любые действия человека основаны на его потребностях, каждая из которых носит свой иной характер. Также человеческим потребностям свойственна изменчивость.

Это значит, что с изменением возраста, местонахождения или круга общения, меняются и приоритеты человека, его взгляды на то, что ему необходимо в данный момент.

Главенство потребностей тоже изменяется – самой важно становится наиболее соответствующая моменту, взглядам и смыслу жизни человека.

Именно это и способствует появлению мотивов в жизни человека. Потребность – это самый важный стимул, направляющий и мотивирующий человека на деятельность.

Что такое мотив, мотивация, мотивирование?

Мотивы могут быть, как отрицающими, так и побуждающими к работе.

Если в первом случае мотивом будет являться протест, то во втором напротив – выполнение предложенной работы.

Что может являться мотивом?

  • потребность;
  • эмоция;
  • чувства;
  • желания.

Мотивационно-потребностная сфера личности формируется из целой совокупности мотивов, которые были у человека на протяжении всей его жизни.

Считается, что именно эта сфера и формирует личность человека, отражая его жизненные принципы.

Мотивация – это процесс, побуждающий на действия, необходимые для достижения целей одного человека или целой группы.

Главным отличием этого понятия от понятия «мотив» является его двусмысленность. С одной стороны, мотив — это целая система различных факторов, оказывающих влияние на человека, его поступки, мотивы и намерения. С другой стороны, мотив — это процесс, поддерживающий деятельность человека.

Благодаря правильной мотивации, человек может компенсировать недостатки той или иной деятельности.

Упор идёт на успех действия, обязательное достижение цели и удовлетворения потребности. Значит, и сам успех будет зависеть не только от способностей, умений или накопленных знаний, но и от силы мотивации.

Высокий уровень мотивации способен заставить человека приложить максимум усилий для достижения результата. Как правило, высокомотивированные люди не только больше работают, но и справляются со своими заданиями намного успешнее.

Мотивирование – это непосредственно влияние на человека через его собственные мотивы. Главной целью такого воздействия является побуждение человека к действиям и достижению поставленных задач.

Какие могут быть мотивы у человека?

Вся жизнь человека основана на мотивах. Именно они заставляют индивидуума двигаться вперёд к созданным целям.

В зависимости от того, чем является мотив, будет отличаться и конечная цель.

Мотивами могут быть:

  • различные интересы;
  • самореализация и самоутверждение;
  • чувства и эмоции;
  • ответственность;
  • долг перед общественностью;
  • материальный стимул.

Однако следует понимать, что мотив и потребность – совершенно разные понятия. Мотив побуждает человека к направленной деятельности, к завершению работы и достижению поставленной цели. Такие действия придают человеку характер личности, выделяют его поступки и деятельность на общем фоне.

А потребность заставляет человека действовать ради удовлетворения секундных желаний, что в следствии может перерасти в мотив.

В чем смысл мотивированной деятельности?

Если проанализировать процесс достижения человеком цели, то можно понять – удовольствие приносит не только конечный результат, но и сами действия. Обычно человеку нравится процесс умственной или физической активности, направленной на самосовершенствование.

Деятельностные мотивы

  1. Органические мотивы –будут касаться обеспечения физиологических потребностей человека. Обеспечение его жизни: чувство голода, холода, самосохранения. Естественно, что именно эти потребности человек будет удовлетворять в первую очередь. А потому такие мотивы являются самыми сильными, так как обеспечивают функциональность организма и его защиту.

  2. Функциональные мотивы – обеспечивают культурный и духовный рост человека. Это желание человека саморазвиваться, посещать различные заведения, заниматься спортом или иным видом деятельности, направленным на улучшение физических и личностных качеств человека.
  3. Материальные мотивы – ориентируют на получение вещей, необходимых для комфортных условий жизни человека.

    Деньги, предметы роскоши или быта.

  4. Социальные мотивы – деятельность человека, как личности. Проявление социальных интересов человека в обществе. Статус, слава и многие другие.
  5. Духовные мотивы – эти мотивы схожи с функциональными, однако подразумевают стремление человека к религии и Богу.

    Уход от тела и реального мира, в надежде на получение духовного насыщения и спокойствия.

Сознательно обоснованные мотивы

Убеждения – это мотивы, в первую очередь основанные на мировосприятии человека, его принципах и правилах жизни. Убеждения формируются в человеке, начиная с его сознательного возраста, до самого конца жизни. Однако убеждения, признанные человеком самыми важными, остаются с ним навсегда.

Ценность – это отношение человека к миру. Его взвешенная система, основанная на личностном опыте, знаниях и характере. Формируя свои ценности, человек формирует значимость определённых предметов, событий и людей в его жизни.

Именно ценность, как сознательный мотив, придаёт жизни человека ярко окрашенный смысл. Она может быть создана:

  • окружающими;
  • близкими родственниками и друзьями;
  • самим человеком.

Намерение – это решение, которое принимается человеком сознательно. Обычно намерение направлено на достижение определённого результата и побуждает человека к чёткому планированию и действиям.

Без мотива в жизни нарушаются личностные ценности человека. Теряются стремления, принципы, а, следовательно, и смысл существования.

Поэтому осознание самого себя, структуры своего мышления доступно только через анализ поступков и мотивов, приводящих к ним.

Источник: https://www.psyportal.net/136566/lichnost-cheloveka-motivyi-i-motivatsiya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.