Йога и психология: как теория становится практикой. Йога психология

Хатха-йога: теория, практика и мифология

Йога и психология: как теория становится практикой. Йога психология

Мифов и расхожих заблуждений о йоге существует, пожалуй, больше, чем о какой бы то ни было другой восточной традиции.

Таисия Ельцина

Чем она только ни представляется людям, в зависимости от степени их информированности и личной «испорченности»: и фитнес-программой с модным названием, и дремучей эзотерикой для экзальтированных дамочек, и комплексом упражнений на растяжку.

За три года занятий я видел самых разных преподавателей; пожалуй, ни в одной другой традиции нет такого разнообразия версий о том, чему же именно эта традиция посвящена.

Первые же два преподавателя вызвали во мне когнитивный диссонанс: одна дама была техничной и физкультурно-ориентированной, другая — собирала всех в круг и мы пели что-то про солнышко и птичек.

Происходило все это в одном и том же зале и называлось одинаково. Только углубившись в эту практику и ее теорию, я смог расставить вещи по местам.

Разберемся с терминами

В первую очередь, когда у нас произносят слово «йога», то в подавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу.

Это одно из направлений йоги, которой возникло очень давно в Индии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам).

Существующие ныне письменные источники, описывающие и систематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, уже после Р.Х. В первую очередь, это такие источники, как «Хатха-Йога Прадипика», «Йога-Васиштха» и «Йога-Сутры».

Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге, иными словами, она готовит тело и разум к усиленным занятиям медитацией и духовными практиками. Как многие знают, в хатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре из которых — это яма (кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) и пранаяма (режим и практики дыхания).

Именно асана, одна из ступеней, понимается многими как йога. А когда она, как это часто бывает в йога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе с «индийским» интерьером клубов и электронной аранжировкой мантр во время занятий, это считается «настоящей духовной йогой».

На самом деле, асаны — это физические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, что они оптимальным образом влияют на физиологию тела человека, а также эффективность управления телом со стороны ума.

Основные направления влияния хатха-йоги на человека:

  • Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы и мышцы, поддерживающие внутренние органы, которые не работают в большинстве видов спорта, а также суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно она позволяет поддерживать внутренние органы в должном состоянии.
  • Оптимизация дыхания во время занятий и через это — в повседневной жизни. Дыхание в практике хатха-йоги — всегда медленное, глубокое и ритмичное. За счет брюшного или полного дыхания, а также известного многим «дыхания Уджайи», ткани и органы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы.
  • Тренировка внимания. Это уже относится к дальнейшим двум ступеням — пратьяхара (отвлечение от внешних объектов) и дхарана (концентрация). Во время упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли и ощущения только внутрь себя, в собственную практику. Именно поэтому йога всегда является персональной, а не групповой, практикой, несмотря на то, что в группе заниматься всегда проще из-за так называемого эффекта группового поля.

Коллекция заблуждений

Существует несколько мифов о хатха-йоге, которые мешают нам понять суть этой практики. Здесь я приведу три распространенных мнения, хотя их намного больше.

Под воздействие этих мифов попадают практически все занимающиеся, что вполне закономерно. Первый миф для меня развеялся тогда, когда я начал заниматься йогой23 по системе Андрея Сидерского. Второй — когда съездил в Индию.

Третий в основном встречается у прекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое.

Миф № 1. Одни физические упражнения (асаны) без духовных занятий — это еще не йога.

На самом деле, все зависит от того, как выполняются эти асаны. В продуманных и целостных методиках упражнения всегда выполняются с сопровождением правильно построенного дыхания.

Кто-то из индийских гуру йоги сказал, что асаны без дыхания — это пустая трата времени. Удивительное влияние асан на организм человека обусловлено прежде всего дыханием.

Встать в положение и продышать его — значит выполнить это положение.

Когда упражнение достаточно тяжелое, каким оно и должно быть в хатха-йоге, вы стоите в нем и пытаетесь к тому же медленно и мерно дышать — и речи не может быть о посторонних мыслях. Попробуйте встать в сложную балансовую позу и подумать о том, что завтра вам платить за кредит.

Дыхание немедленно собьется и вы потеряете равновесие. С практикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения и режима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация).

Асана — это ключ ко всей хатха-йоге.

Миф № 2. Чтобы учить йогу по-настоящему, надо ехать в Индию.

В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. Но нужно иметь в виду, что изначально все эти фигуры были предназначены для индийского тела и индийского менталитета. Мы, европейцы, совершенно другие, и то, что хорошо для них, может быть вредным для нас.

Манера обучения хатха-йоге в Индии не нравится многим. Она резкая и травмоопасная — индусам просто не приходит в голову, что белый человек не может с рождения садиться на шпагат и изгибать позвоночник дугой.

Сами индийские учителя зачастую находятся не в лучшей физической форме, как раз «благодаря» своей методике занятий.

Индусы, как правило, недостаточно грамотны в сфере анатомии и физиологии человека, они используют традицию как цельный кусок знаний, не пытаясь их систематизировать и осмыслять.

Чтобы раскладывать систему по полочкам, к ней нужно относиться без излишнего пиетета, спокойно и основательно. То есть применять западный научный подход.

Миф № 3. В йоге не должно быть усилия.

Усилие без насилия — любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги не могут быть простыми. Если что-то делается легко, значит, в этом положении не происходит работы тела.

В некоторых интенсивных методиках, например, в той же йоге23, физические нагрузки при выполнении фигур достаточно велики, особенно с учетом дыхания и определенных последовательностей, в которых выполняются упражнения.

На таких занятиях сильно устаешь и потеешь. Зато и эффект у них совершенно иной.

При этом, насилия над телом быть не должно. Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, а когда выполнение упражнений вызывает боль — это значит, что в данный момент вы что-то себе травмируете.

Глубина практики

Занятия хатха-йогой не должны зависеть от тематического интерьера или музыки.

В идеале, занятия выполняются в тишине или среди естественных звуков природы, либо же под какой-то водитель ритма — например, метроном или собственное мерное дыхание.

Интерьер, благовония, индийская символика — это приятно, но только до тех пор, пока не отвлекает от пратьяхары и дхараны: концентрации на моменте здесь и сейчас.

Таисия Ельцина

Преподаватель должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, травмобезопасности и организации процесса тренировки. Бегите прочь от болтливых «эзотеричных» преподавателей, так же как от «фитнес-тренеров», предлагающих заниматься йогой под бодрую попсу.

Очень хорошо влияет на процесс саморазвития в йоге чтение источников. Их просто необходимо прочесть, но помнить — источники писались очень давно, в другой стране и в другом климате, при другом общественном строе и религиозном укладе. Не нужно принимать все безоговорочно.

Каждый квант информации нужно пропускать через разум и анализировать.

В случае правильного подхода хатха-йога будет играть ту роль, для которой и была создана — она создаст единство тела и ума, гармонию мыслей и внутренних процессов организма, и в конечном итоге подготовит вас к дальнейшему пути, а быть может, даже к восьмой ступени — самадхи (просветление).

Саморазвитие #Здоровый образ жизни #Йога 

Источник: http://interesno.co/myself/47f11d94d9e3

Йога – это работа с психикой через тело – Азбука Йоги

Йога и психология: как теория становится практикой. Йога психология

Йога – состояние психики при полной временной волевой остановке ментальных процессов. В широком смысле, йога – это система практик, направленных на вхождение в состояние полной временной волевой остановки ментальных процессов.

«Атха-йога-анушасанам» – буквально означает «сейчас начинается йога, внутренняя дисциплина.»

Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?

Ментальные процессы психики – причина всех неудобств в жизни. Психика является призмой нашего восприятия мира. То, как мы воспринимаем окружающий нас мир, определяет качество нашего существования в мире.

Согласно йоговской теории, психика состоит из компонентов:

  1. накопительный аппарат,
  2. аналитический аппарат и
  3. оценочный аппарат.

Естественным образом, через органы чувств в психику поступает всякого рода информация об окружающем мире, об объектах окружающего мира. Эта информация о материальных объектах собирается в «пакеты» по признакам, характеристикам и свойствам.

Далее, пакеты сырой информации обрабатываются аналитическим аппаратом и оформляются в образы объектов материального мира. Эти образы наблюдаемых объектов при первом контакте с объектом сохраняются в памяти в виде «сжатых» впечатлений.

Впечатления являются сформированным видением объекта, к которому прикрепляется ярлык оценки «нравится» / «не нравится».

Оценочный аппарат психики работает по принципу «нравится / не нравится», давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.

В дальнейшем, при повторном контакте с объектом, впечатление подымается из памяти и пересобирается в готовый образ объекта в поле внимания, в сознании.

К слову, это самый сильный ментальный процесс психики. То, как мы формируем наше представление об объекте наблюдения, не соответствует объективной реальности в силу обусловленности культурой, воспитанием, мышлением и других наших представлений о внешнем мире.

Наше субъективное восприятие влияет на оценку наблюдаемого.

Сформированный образ наблюдаемого нами предмета (объекта) или явления далее подвергается оценке оценочным аппаратом. Принцип оценки прост: нравится или не нравится.

Результатом оценки образа объекта становится реакция влечения или отвращения к объекту наблюдения. Эти реакции формируют привычки и становятся автоматическими.

В дальнейшем, мы будем просто вспоминать, как мы относимся к тому или иному предмету, явлению, идее, вкусу, цвету или запаху, форме, стилю музыки или живописи, человеку в конце концов.

Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.

Наше влечение или отвращение являются причиной неудовлетворения в жизни.

Можно предположить, что влечение как стремление к состоянию счастья и гармонии является положительной идеей. Действительно, контакт с тем, что создаёт в нас ощущение счастья, избавляет нас от мучений и привносит в жизнь радость, гармонию.

Однако, отсутствие объекта влечения, создающего в нас ощущения счастья, вызывает несчастье, неудовлетворение.

Не существует вечных источников счастья, а значит рано или поздно мы обречены на страдание. Таким образом, влечение или отвращение как реакции или привычки сознания неминуемо приводят своих хозяев к состоянию несчастья.

Реакции и привычки являются результатом работы ментальных процессов.

Следовательно, полная временная остановка ментальных процессов усилием воли приводит к устранению ощущений неудовлетворённости в жизни.

Согласно теории йоги, такая тренировка сознания постепенно ослабляет автоматизм возникновения реакций на внешний мир, что привносит в жизнь элемент новизны, а значит и новые приятные ощущения исследования мира заново.

Также, постоянная практика йоги трансформирует оценочный аппарат, избавляя нас делить мир на «нравится» и «не нравится», давая возможность воспринимать всё вокруг как есть.

В ходе послабления оценочного процесса нас покидает неудовлетворённость миром, отдавая пространство нашего неспокойного ума ощущению удовлетворённости и счастья. В итоге, при постоянной практике йоги наша психика претерпевает фундаментальные изменения и делает нас счастливыми.

Как классифицируются ментальные процессы психики?

Согласно теории йоги, ментальные процессы делятся на:

  1. процесс объективного познания,
  2. внимание-память,
  3. ментальные построения,
  4. ошибка,
  5. глубокий сон.

Процесс объективного познания уже был описан: информация об объекте наблюдения (а это всё, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем и пробуем на вкус) передаётся посредством органов чувств в накопительный аппарат психики, где вся сырая информация собирается в «пакет» и подаётся на анализ в аналитический аппарат. В аналитическом аппарате эти пакеты информации формируются в образы согласно наших представлений о мире (читай «архетипы»). Образ объекта (то, как мы представляем объект) подаётся на оценку в оценочный аппарат, где решается, как следует относится к объекту (а точнее, к его образу, созданному нашим же умом с учётом наших представлений о мире вообще). Если оценочный аппарат решает «нравится», мы в дальнейшем будем испытывать влечение к объекту. Если же аппарат оценки решает «не нравится», мы будем испытывать отвращение при каждом контакте с объектом.

Возможно переосмысление нашего отношения к объекту.

На чистоту нашего восприятия влияют чужое мнение и наша способность анализировать дедуктивно.

Ментальный процесс «Внимание-память» также был описан ранее. Образ объекта, создаваемый психикой, сохраняется после закрепления реакции «нравится» / «не нравится» в памяти в виде впечатления.

Впечатление будет передаваться в сознательное внимание при каждом последующем контакте с объектом или при активизации ощущений, связанных с объектом.

С впечатлением будет подыматься в поле внимания ярлык «нравится» / «не нравится».

Ментальные построения – это наше абстрактное мышление. Ментальные построения – это образы, которые мы ассоциируем с чем-то, чего нет в материальном мире. В нашей жизни множество привычных для нас понятий не имеют опоры в материальном мире. Задумайтесь, что такое «информация» или «любовь», или «Бог», или «энергия».

В вашем уме будут возникать клише вроде «Информация – это вид энергии» или «Бог есть любовь», или «Любовь – это энергия», либо же «Бог – это информационное поле Вселенной» и так далее.

Видите, как одна абстракция определяет другую? В итоге нематериальные явления остаются для каждого из нас исключительно субъективным образом, сформированным нашими суждениями и представлениями и влияющим на наши суждения и представления.

Ошибка – ещё один ментальный процесс, в ходе которого мы принимаем нереальное за реальное, преходящее за вечное, ложное за истинное.

Глубокий сон – это ментальный процесс, вымещающий другие ментальные процессы на время погружения в состояние глубокого сна. Процесс глубокого сна не является, как остальные процессы, подлежащим остановке. Состояние глубокого сна – это состояние ощущения несуществования.

Не следует путать это состояние ощущения несуществования с состоянием отутствия ментальных процессов. Сам процесс глубокого сна является ментальным процессом, а значит состояние ощущения несуществования, присущее глубокому сну, не может характеризовать отсутствие ментальный процессов, к которому стремится каждый йог в свое практике.

Нужно отметить, что ментальные процессы, перечисленные выше, «окрашены» различными характеристиками:

  1. невежество,
  2. самость,
  3. страсть,
  4. отвращение,
  5. привязанность к существованию.

Эти характеристики придают окрас всем ментальным процессам, влияя на наше видение всего мироздания.

Невежество или степень оного определяют чистоту анализа и оценки окружающего мира. Чем невежественней ум, тем грубее он будет воспринимать весь мир. Такой ум не станет обращать внимание на тонкости, будет не в состоянии осмыслить сложные явления, не сможет отделить важное от неважного либо полезное от бесполезного и так далее.

Самость – это осознавание своего «Я», центрированность на себе. В более тонком смысле, самость – это разделения бытия на «Я» и «весь остальной мир».

Страсть – это переживание ярких ощущений влечения. Это может быть страсть к еде или к человеку. Это может быть эмоциональное возбуждение, испытываемое при прослушивании музыки или при соприкосновении с приятным предметом. Так или иначе, это ощущения влечения.

Отвращение прямо противоположно влечению. Влечение и отвращение – две реакции нашего оценочного аппарата психики на любой объект восприятия.

Привязанность к существованию – отдельный аспект влечения, целью которого является самоосознавание существования себя как отдельной сущности.

Чем более мы привязаны к своему существованию, тем более мы укореняемся в страсти или отвращении, тем более мы позволяем себе быть субъективными в суждениях и центрировать всё мироздание на себе, что укрепляет наше невежество.

Все эти «окрасы» в корне меняют качество ментальных процессов. Чем грубее окрас, тем грубее ментальный процесс, а значит тем сильнее ощущения неудовлетворённости жизнью.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации. Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации.

Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли.
Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке.

Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом.

Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности.

Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в  область текущего внимания сознания. Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно. Образы объектов материального мира и абстрактные образы всё равно формируются под влиянием субъективных представлений личности (так называемых «архетипов» Юнга), но суждения влечения или отвращения к объекту уже не формируются.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Если йога – это ментальная практика, как телесные практики связаны с йогой?

Современная йога даёт вагон и тележку способов остановки ментальных процессов с целью их трансформации. В общем и целом, все практики внутреннего успокоения можно разделить на телесные и ментальные.

Телесные практики осуществляются через тело. Наше тело нам близко и по-бытовому понятно.

Суть телесных практик йоги – наблюдать за реакциями психики на приятные и неприятные явления в теле и сознательно вмешиваться в процесс выбора оценки «нравится» / «не нравится», заменяя его на процесс беспристрастного наблюдения.

Можно помещать тело в неудобную позу, либо усилять / ослаблять биохимические процессы в теле посредством дыхательных, психосоматических и прочих методик.

В современной йоге крайне популярны методики работы с телом в различных позах.

Источник: http://azbukayogi.com/yoga-psychic-body-work/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.