Интерпретация психологического значения цветов. Интерпретация цветов в психологии

Психология детского рисунка с примером

Интерпретация психологического значения цветов. Интерпретация цветов в психологии

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым – главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, – главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

Психология цвета в рисунке ребенка. Интерпретация

Интерпретация психологического значения цветов. Интерпретация цветов в психологии

Рассматривая художества, созданные родным ребенком, большинство родителей проникаются идеей узнать, что именно хотел высказать малыш этим цветом или формой.

Но для точного анализа недостаточно смотреть только на один рисунок, особенно если он выполнен в мрачных тонах. Важно просматривать сразу несколько работ юного художника, сделанных в течение месяца.

Именно тогда будет понятна психология цвета в рисунке ребенка. Интерпретация станет более точной.

Сюжетная линия рисунка

При попытке понять смысл детской картины, в первую очередь любому взрослому необходимо опираться на эмоциональный фактор, который вызывает данное творение. Для этого, отбросив все лишние размышления нужно просто понять какую общую эмоцию вызывает творение: радость, грусть, спокойствие, тревогу, нежность, агрессию либо что-то еще.

Сюжет рисунка может рассказать и сам ребенок. Однако чтобы аккуратно подвести его к этому и не обидеть, необходимо попросить его рассказать, что он нарисовал. Задавать вопрос «Что это такое?», показывая пальцем на какую-либо часть рисунка, малыша можно случайно обидеть, поскольку он решит, что нарисовал все плохо и не похоже.

Если ребенок рисует семью и пропускает — забывает нарисовать кого то, значит этот человек вызывает негативные бессознательные чувства. Например сильная ревность к брату или сестре.

Еще одна причина забытого персонажа — отсутствие эмоциональной связи с ребенком. Например отец, который не участвует в жизни ребенка, лишь изредка появляясь.

Явным признаком трудностей с общением у ребенка, является постоянное полное отсутствие на картинках людей.

Нежелание рисовать свою семью, говорит о том, что ребенок чувствует себя не нужным. Возможно родители постоянно заняты или на работе, и  ребенок большую часть времени предоставлен сам себе.

Если же малыш часто рисует большое количество опасных и злых животных с зубами и рогами, то это явный признак внутреннего страха и напряженности малыша. Он чувствует себя в опасности и будто ждет, что на него нападут.

Присутствие на рисунке зигзагов и резких ломанных линий — означает удар, сильную боль, сильную ярость.

Рисунки детей 6-8 лет могут быть созданы просто под впечатлением от чего-то увиденного. При этом мальчики такого возраста часто рисуют на военную и оружейную тематику, либо больших воинственных динозавров. А девочки – принцесс, невест и цветы. Это все является обычной нормой развития личности и внутреннего позиционирования себя, как будущего защитника или красивой девушки.

Значение цвета

Цвет, используемый ребенком при рисовании отдельных элементов, точно передает эмоции, которые испытывает маленький автор.

Однако для правильной интерпретации картины в первую очередь необходимо обращать внимание на цвета, используемые в переизбытке либо неоправданно.

Также немалую роль играет и фоновый оттенок, который использует ребенок в своем рисунке. Если рассматривать портрет семьи, то фон, это отображение психологической атмосферы в доме.

Значение цветов:

  • синий – уверенность и спокойствие. К примеру, если синим нарисован дом ребенка, значит ему там хорошо;
  • зеленый – надежность и принятие. Но одновременно с этим его переизбыток, это тоска;
  • красный часто является цветом неуравновешенности и эмоционального перенапряжения. Обычно им нарисован тот, у кого с ребенком имеется конфликт;
  • желтый – активность, позитивный настрой;
  • розовый – чувственность;
  • серый – чувство не покидающей тревоги;
  • черный, когда его на картинке много, сигнализирует о внутренней подавленности и тяжелых переживаниях.

В любом из случаев у самого ребенка можно узнать, что означает выбранный им цвет, спросив его, к примеру, добрый ли фиолетовый цвет. Одним из примеров цветов, который может быть как признаком радости, так и злости, является красный.

Если же ребенок при рисовании полностью зарисовал или замазал фигуру кого-то любым из возможных цветов, это всегда означает сильные негативные чувства и переживания. Нарисованный и замазанный, вызывает у ребенка чувство постоянной тревоги и страха.

Размер рисунка и его положение на листе

Для интерпретации важен не только сам рисунок, но и габариты отдельных его персонажей и деталей.

  • Маленькие фигуры на небольшом рисунке указывают на полную неуверенность в себе, стеснительность и тревогу ребенка.
  • Если картинка расположена выше уровня середины листа, у ребенка завышена самооценка и он недоволен своей ролью среди тех, с кем живет либо общается.
  • Практически выходящий за грани рисунок является сигналом о слабом самоконтроле, а также предрасположенности к импульсивным поступкам.
  • Важных для себя людей малыш всегда рисует самыми большими, независимо от их реального роста. Наименее значительное отображается маленьким, либо вовсе не рисуется на картине.
  • Отсутствие рук на рисунке у персонажа является признаком отсутствия взаимодействия и трудностях общения с окружающим миром. В этом случае помогут игры развивающие навыки коммуникации.
  • Если ребенок изображает себя и кого то еще держащимся за руки, значит этот человек вызывает у ребенка чувство доверия и дружбы. Это человек является для ребенка опорой в сложных ситуациях.
  • Слишком большая голова – превосходство у автора логического начала над чувствами и то, что ребенок прежде всего ценит в людях именно эрудированность и ум.
  • Уши большого размера – важность мнения окружающих и способность прислушиваться. Тщательно прорисованные ноги либо обувь констатируют твердость в решениях и отстаивание жизненной позиции.

Нажим на рисунке

Для объективной оценки этого показателя необходимо переворачивать картинку. В том случае, когда все персонажи изображены одинаково со средним нажимом, а один или два путем сильного нажима, это признак высокого напряжения между ребенком и тем предметом.

При рассмотрении рисунка стоит учитывать, что левая часть, это упрек и сожаление. Если большинство персонажей рисунка повернуты влево, это означает жизнь в воспоминаниях, сожаление о каком-то моменте и желание его вернуть.

Узнать о психическом развитии и состоянии ребенка, помогает психология цвета в рисунке ребенка. Интерпретация рисунков, определяет отношение ребенка и его взаимодействие с окружающими людьми, предметами. Обратите внимание, на то что нарисовал ребенок.

Источник: http://detskoerazvitie.info/psixologiya-cveta-v-risunke-rebenka-interpretaciya/

Интерпретация рисунков: цвет, сюжет, размер, положение на листе

Интерпретация психологического значения цветов. Интерпретация цветов в психологии
Интерпретация рисунков – полезное умение для родителей. Ведь можно отслеживать не только развитие художественных навыков, но и изменение душевного состояния ребенка, его интересов и представлений.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему.

Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Интерпретация рисунков: сюжет

Родители часто спрашивают психолога, что значит тот или иной рисунок или какая-то деталь в нём. Если Вы хотите разобраться в этом сами, начните с главного – общего впечатления от рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.) – чувства Вас не обманут.

Затем обратите внимание сюжет. Проще всего спросить ребёнка: “Расскажи, что ты нарисовал?” Вопрос “А что это такое?” может показаться обидным для малыша, так как такая формулировка означает, что он нарисовал плохо, непонятно, непохоже. В то время как вопрос, начинающийся со слова “расскажи” – это приглашение к беседе, показывающее заинтересованность взрослого, его одобрение.

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и  деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Интерпретация цвета в рисунке

Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно.

Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка.

Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.

Синий – цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему “Бессилие” практически состоит из зеленого цвета:

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительность.

Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:

Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: “А фиолетовый цвет – он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?” К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный – яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Значение размера рисунка

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника.

Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить.

Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию.

Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции (“твёрдо стоит на ногах”).

Нажим и расположение элементов рисунка

Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим – это высокое напряжение.

Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу – с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные.

Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию (“всё валится из рук”).

Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, – как в интерпретации теста “Звезды и волны”. С другой – сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте “Рисунок несуществующего животного”. Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.

Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля – это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность – среда, в которой мы живем.

В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах “Рисунок семьи” и “Несуществующее животное”.

В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.

Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную – слева.

Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.

Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом – пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке.

На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод.

Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.

Помните, что главное при интерпретации рисунка – это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте – сюжет, а на третьем – графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.

Автор Крысанова Светлана

Иллюстрации являются собственность автора.

  давать или нет карманные деньги,  тест PARI,  игры для обучения чтению: слоги.

Источник: https://art-psychology.livejournal.com/4385.html

Рисунок – зеркало личности

Интерпретация психологического значения цветов. Интерпретация цветов в психологии

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением характера по почерку человека.

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Особенности рисунка Особенности личности
-Общий вид-пропорции-цвет-размеры-Расположение на странице-Состав линий-Построение композиции-Способ прорисовки-Наличие штриховки-Сила нажима- изображения

-Степень его осмысленности

-Самооценка и общая направленность личности-Степень интеллектуального развития-Особенности темперамента-Эмоциональное состояние-Развитие воображения и фантазии-Особенности мотивации

-Особенности межличностных

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.

Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или тест «Несуществующее животное», которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе.

Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности.

Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.

Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение.

    Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.

  • Изображение-метафора. Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги.

    Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.

  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами.

    Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.

  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии.

    Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.

  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою индивидуальность.

    Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.

  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет  «О чем говорят ваши рисунки»:

Читать далее..

Загрузка…

Источник: http://www.manalfa.com/lichnost/znachenie-risynkov-v-psihologii

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.