Факторы, влияющие на развитие ребенка (стр. 1 из 4). Факторы влияющие на развитие

Факторы развития ребенка

Факторы, влияющие на развитие ребенка (стр. 1 из 4). Факторы влияющие на развитие

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов.

Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.

Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития.

В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу.

В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр.

Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития.

Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни.

Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность.

Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику.

Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей.

Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления.

Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/faktory-razvitiya-rebenka.html

Факторы влияющие на успешное развитие ребенка

Факторы, влияющие на развитие ребенка (стр. 1 из 4). Факторы влияющие на развитие

Уже много лет ведутся исследования о развитии детей разного возраста, и, в частности, раннего. Ученые пытаются найти причины и факторы, влияющие на успешное развитие ребенка.

Одним из таких факторов успешного развития любого человека, и в том числе ребенка, является количество нейронных связей между клетками в коре головного мозга.

Центром развития ребенка университета Гарварда была подготовлена серия образовательных видео «Три ключевых принципа раннего развития». В этой серии был показан процесс формирования нейронных связей между участками мозга младенцев и подробно описана важность этого процесса.

Целью этой работы было донести до зрителя уже доказанный факт, что гармоничное и здоровое развитие ребенка в первые годы его жизни создает фундамент, базу для всех его дальнейших успехов во всех областях жизни: образовании, профессии, социальных связях. Раннее развитие малыша напрямую связано с его будущим здоровьем. Кромое того, оно влияет на формирование успешной модели родительского поведения в будущем.

Джек Шонкоф, директор центра раннего развития ребенка университета Гарварда, говорит, что младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга. А вот в процессе роста и взросления количество мозговых клеток только уменьшается.

Однако у только родившегося малыша между этими клетками крайне мало связей, а потому его мозг начинает формировать нейронные связи. Только представьте: около 700 связей в одну секунду в течение первых пяти лет жизни.

1. Обратная связь с ребенком – основа развития нейронных связей

Считается, что во многом развитие нас, как индивидуумов, обусловлено нашими генами. Но в научном мире есть еще предположение: наши гены – всего лишь план того, каким человек может стать.

Да и то довольно схематичный.

 И чаще окружающая среда да пережитый опыт определяют, как именно в человеке проявятся (а, может быть, и вообще никак не заявятся) его генетические задатки и предрасположенности.

Ученые центра развития ребенка Гарвардского университета говорят, что «совместно гены и окружающая среда создают «архитектуру» мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные наклонности».

И одним из главных моментов в формировании качественных нейронных связей для малыша будет его общение со взрослыми, — значимыми для него взрослыми.

С помощью мимики, жестов и агуканья ребенок «общается» со взрослым, получая в ответ слова, прикосновения и эмоции. Такое общение становится основой в развитии нейронных связей. И каждый последующий навык или знания, приобретенные по мере взросления ребенка, опирается на предшествующие знания.

Яркий пример этого процесса: обучение чтению. Когда ребенок видит символы – названия букв, затем он понимает, что их можно складывать в слова, и как их можно читать в этих словах.

И каждый последующий этап в развитии этого навыка непременно опирается на предыдущий опыт.

Если с ребенком не разговаривать, его мозг будет развиваться хуже.

2. Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем возрасте

По результатам исследования 2008г, проведенного Центром развития ребенка университета Гарварда, ученые выделили факторы, которые негативно влияют на развитие мозга ребенка:

  • Психические заболевания родителей или опекунов
  • Бедность семьи
  • Неполная семья (ребенка воспитывает только один из родителей)
  • Плохое обращение (жестокость, равнодушие взрослых по отношению к ребенку)
  • Низкий уровень образования матери.

Сочетание нескольких факторов усиливает негативное влияние на развитие ребенка. Если же в жизни ребенка присутствуют все факторы, то развитие мозга происходит медленнее в 90% случаев.

В возрасте полутора лет уже можно заметить разницу в словарном запасе. Она напрямую связана с уровнем образования родителей и доходом семьи.

Словарный запас трехлеток в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, в 2, а то и 3 раза больше, чем у тех трехлеток, родители которых не получили среднего образования.

И таким образом, дети из семей менее образованных при поступлении в начальную школу уже отстают от своих ровесников, за исключением тех, у кого хорошее социальное окружение.

Лайк 2068

Категориях: Воспитание в семье

Мастер-класс «Снеговичок» Автор Ольга Беляшова В Творчество с мамой Продолжить чтение Впечатления и отзывы о тренингах в Чебоксарах Автор Ольга Беляшова В События Продолжить чтение Легко ли быть внимательным?  Автор Ольга Беляшова В Мастерская для родителей Продолжить чтение Если у Вас возникли сложности с регистрацией, получением рассылки и т.д., пишите сюда:скайп: barkinatn: https://.com/barkina_t e-mail: barkinatn@gmail.com

Источник: https://nashydety.com/faktory-vliyayushhie-na-uspeshnoe-razvitie-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.