Что такое эмпатия в психологии и как ее развивать? Что такое эмпатия определение в психологии

Эмпатия: что это и как ее развить

Что такое эмпатия в психологии и как ее развивать? Что такое эмпатия определение в психологии

«Чужая душа – потемки», — эту фразу мы слышим с детства. Но как же иногда хочется понять и почувствовать, что на душе у другого человека. Такая возможность есть, но для этого необходимо обладать особой способностью – эмпатией.

Что такое эмпатия

Явление это малоизученное, так как чаще всего человек сам не осознает проявление своих эмпатических способностей, а психология пока еще не имеет достаточно эффективных методов для изучения интуитивных процессов. В настоящее время существует две точки зрения на сущность эмпатии.

Первая точка зрения

Эмпатия рассматривается как понимание чувств, эмоций, переживаемых другим человеком.

Причем оценка эмоционального состояния партнера происходит именно на когнитивном, рациональном уровне, как знание о его переживаниях.

С этой точки зрения убийца вполне может обладать эмпатией, если он имеет представление о том, что чувствует его жертва. А мужчине, изменяющему своей жене, не мешает то, что он знает о ее переживаниях.

Это не делает способность к эмпатии менее значимой для человека, она превращается в мощный инструмент манипулирования людьми.

Зная все болевые точки партнера, такой эмпат может вынудить человека к совершению выгодных для него действий.

Думаю, что эта точка верна лишь отчасти, иначе мир бы превратился в рай для мерзавцев, беспринципных политиков и бессовестных дельцов. Я оптимист, поэтому уверена, что это не так.

Вторая точка зрения

Сторонники этой точки зрения связывают эмпатию с особым явлением сопереживания. Оно выражается в том, что постижение чувств другого человека происходит не столько на рациональном уровне, сколько на более глубоком, интуитивно-эмоциональном. В таком случае эмпату не нужно знать, что переживает его партнер – он это чувствует.

Пусть менее сильно, ярко и отчетливо, но именно чувствует. И поэтому искренне радуется чужому счастью и плачет, ощущая чужое горе. У него холодеет в животе от страха, который испытывает не он, и кружится голова от ощущения восторга близкого человека. Если вам знакомы подобные ощущения, то вы обладаете способностью к эмпатии.

Эта точка зрения, на мой взгляд, более соответствует истине. Но в этом случае у эмпатов не столько преимуществ, сколько проблем, ведь постоянно ощущать чужие эмоции тяжело чисто психологически.

Доказано, что потенциально эта способность есть у всех, и носит она врожденный характер, только у разных людей уровень ее развития различный. И нередко способность к эмпатии сознательно подавляется, ведь сопереживания часто мешают добиваться успеха, препятствуют карьерному росту, а быть бесчувственным эгоистом или просто пофигистом, с точки зрения многих людей, значительно легче.

Психологические механизмы эмпатии

Эмпатия как врожденная способность имеет очень древнюю природу. Более того, она первична по отношению к пониманию слов и высказываний. Когда-то способности к ощущению эмоционального состояния других особей играли важную защитную функцию и позволяли мгновенно оценить степень угрозы.

Мы и сейчас можем понаблюдать за проявлением эмпатии у высших животных, например, у собак и кошек, причем речь идет не только об отношениях животных одного вида. Люди, у которых есть домашние питомцы, знают, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние и друг друга, и своего хозяина, естественно, без всяких слов.

Древность эмпатии как важнейшей способности к взаимопониманию доказывается и основным ее механизмом – психическим заражением.

Что такое психическое заражение

Это возникший еще на заре эволюции психический механизм, который определяется как взаимный обмен эмоциональными состояниями в группе особей или индивидов.

Проявление этого механизма можно увидеть, понаблюдав, как мгновенно и одновременно взлетает стайка птиц. У людей он хорошо заметен в приступах заразительного смеха.

А маленькие дети, даже не понимая, о чем говорят взрослые, начинают смеяться вместе с ними.

Вы, наверное, чувствовали когда-нибудь глухое раздражение в переполненном общественном транспорте, возникшее просто так, ни с чего? Это работает механизм психического заражения – обмен эмоциями неудовольствия людей, которые оказались лишены своего личного пространства.

Этот механизм, в свою очередь, связан со способностью человека и высших животных интуитивно считывать эмоции по мельчайшим изменениям мимики партнера, сердечному ритму, дыханию, потоотделению и т. д.

Идентификация

Это не менее важный, но более «молодой» механизм эмпатии. Он сформировался в процессе эволюции человека как социального существа и в большей степени, чем психическое заражение, связан с рациональной сферой.

Идентификация – это способность «примерить на себя» социальную роль другого человека, «влезть в его шкуру». Она играет важную роль в организации взаимодействия в человеческих сообществах. Но главное условие успешной идентификации – наличие собственного опыта.

Например, учитель может себя поставить на место ученика и понять, что тот чувствует, когда его вызывают к доске, потому что у педагога есть соответствующий опыт. А вот ученик идентифицировать себя с учителем не может, потому что никогда не был на его месте.

Таким образом, идентификация не только обеспечивает возможность проявления эмпатии, но и ограничивает ее. Поэтому нередко бывают так жестоки дети, а также успешные, благополучные люди, не имеющие опыта переживаний из-за личных неудач.

Децентрация и рефлексия

Это наиболее рациональные механизмы эмпатии. Децентрацию можно определить как способность человека принять иную, отличную от своей, точку зрения. Не согласиться с ней, а именно принять и посмотреть на проблему с этой чужой позиции. Увидев, например, ситуацию глазами студента, не сдавшего экзамен, преподаватель способен понять и посочувствовать учащемуся.

Близко к децентрации и явление социальной рефлексии, то есть способности увидеть и оценить свое поведение с точки зрения других членов общества.

Такая оценка важна, потому что обычно у людей имеется в той или иной степени искаженный образ себя и своих отношений к окружающим.

Достаточно вспомнить, что, впервые увидев себя на видео или услышав свой голос в записи, мы бываем неприятно удивлены.

Социальная рефлексия делает процесс эмпатии не только осознанным, но и более объективным.

Виды эмпатии

Способность постижения чувств другого человека имеет не только разную степень выраженности и различный уровень развития, но и по-разному проявляется. Можно выделить 3 вида эмпатии:

  • Рациональная или интеллектуальная. В ней на первом месте осознанное принятие эмоционального состояния личности, вплоть до его рационального анализа. Важную роль в этом виде эмпатии играют ассоциации с ранее переживаемыми ситуациями, то есть с опытом. Человек размышляет над поведением партнера, вспоминает схожую ситуацию и переживает близкие чувства. Эффективность этого вида эмпатии зависит от богатства эмоционального опыта индивида. Недаром же говорят, что понять страдающего человека может только тот, кто сам страдал.
  • Психоэмоциональная эмпатия, основанная на механизме психического заражения. Наиболее сильно она выражена у людей с повышенной чувствительностью нервной системы, сенситивов, способных воспринимать передаваемые человеком эмоциональные сигналы всеми органами чувств. Люди, склонные к такой эмпатии, часто не осознают этого и страдают от своей чрезмерной чувствительности и нервных перегрузок.
  • Интуитивно-прогностический вид. Это эмпатия, направленная на будущее. Наделенные ей люди способны сопереживать не только сиюминутным чувствам партнеров, но и предвидеть их эмоциональные реакции на еще не произошедшие события, на свои не совершенные поступки. Владеющие такой эмпатией люди становятся чуткими к любому действию, которое может повлечь нежелательные последствия. Например, они стараются не опаздывать домой, так как ощущают, как будет переживать тот, кто их там ждет.

У людей есть зачатки эмпатии всех трех видов, но чаще всего наиболее сильно выражен один или два. Например, если у человека развиты первый и второй виды, то он не нуждается в рационализации своих переживаний.

Как развить эмпатию

Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться, нужно ли это вам. Ведь обладая этой способностью, человек переживает не только свои, но и чужие эмоции, которые, увы, нередко негативные.

Зачем нужна эмпатия

Есть две важные причины, по которым каждому человеку необходима эмпатия. Во-первых, без нее человек не сможет стать не только успешным, но даже полноценным членом общества. У него будут проблемы со взаимодействием и общением с другими людьми. Ведь без развитой способности к эмпатии невозможно ни понимание состояния партнеров, ни адекватная реакция на их действия.

Лишенный этой способности индивид, возможно, и не будет ощущать свою ущербность, а неудачи, проблемы в коллективе, в личной жизни и с друзьями станет объяснять самыми разными причинами: своей неудачливостью, происками завистников и недоброжелателей, просто случайностью. Ведь чтобы понять свой недостаток, ему нужно испытать потребность сопереживать другим людям.

Вторая причина в том, что люди с высоким уровнем эмпатии не только уязвимы, но и являются наиболее ценными членами общества, они те, о ком с завистью говорят: «Прирожденный психолог!» К кому вы пойдете «плакаться в жилетку» — к бездушному человеку или к тому, кто способен разделить с вами горе и поддержать в тяжелой ситуации? Кого быстрее назовете другом? С кем захотите работать в одной команде? Эмпаты часто становятся душой компании, неформальными лидерами, и к ним прислушиваются не из страха, а из уважения.

Есть и еще несколько причин, по которым стоит развивать этот дар природы:

  • помогая другим и чувствуя их благодарность, человек повышает свою самооценку;
  • эмпатия необходима для успеха во многих профессиях: педагога и врача, актера и менеджера по продажам, психолога и управленца;
  • владение эмпатией повышает уровень творческого потенциала;
  • эмпат чувствует ложь, поэтому обмануть его сложно.

Можно оценить плюсы и минусы эмпатии и сделать свой выбор осознанно. Но все дело в том, что способность эта опирается на врожденные качества человека, в зачаточном состоянии она есть у всех. Поэтому развивать ее лучше с самого детства. А вот у взрослого человека, который нередко сам подавляет любые проявления сочувствия и сострадания, сделать это значительно сложнее.

Советы психолога по развитию эмпатии

Осознавая ценность эмпатии, общество стремится сформировать ее еще в детском возрасте, когда психика более гибкая и податливая и когда закладываются основные стереотипы социального поведения. Вспомните, сколько сказок, рассказов, стихов, которые заставляют малышей сопереживать героям.

Кто в детстве не плакал, сочувствуя зайке, которого «бросила хозяйка», мишке, которого уронили на пол и оторвали лапу? Зачем нужны такие «страдательные» стихи? Почему в школе требуют читать такие произведения, как «Муму» и «Каштанка»? Одна из целей – развитие эмпатии, способности к сопереживанию и умения чувствовать чужую боль.

Для эмпатии важен опыт. А как могут дети получить его? Не заставлять же малышей переживать собственные трагедии? Но опыт можно усваивать и чужой, сопереживая персонажам книг и героям фильмов.

Что касается взрослых, у которых эмпатия по какой-то причине оказалась неразвитой, то им этот рецепт тоже подойдет. Можно читать литературу и смотреть фильмы, где есть место состраданию, сочувствию. Но со взрослыми сложнее, потому что они часто сознательно подавляют свои чувства, стесняются их, боятся показаться излишне сентиментальными и стать уязвимыми.

Для тех, кто понял, что ему в жизни не хватает способности к эмпатии, можно предложить несколько советов:

  • Учитесь понимать сначала свои чувства, анализируйте их, задавайте себе вопросы, почему вы испытываете ту или иную эмоцию. Лучше это делать вечером, вспоминая прошедший день.
  • Будьте внимательнее к своим партнерам, учитесь подмечать их эмоциональные реакции на ваши слова и действия. Можно потренироваться в этом, просматривая фильмы и анализируя чувства героев и их внешние проявления.
  • Старайтесь ставить себя на место своего партнера, думайте о том, что вы бы почувствовали в ситуации, в которой оказался другой человек. Вас обидели бы ваши слова, огорчили или, наоборот, порадовали?
  • Никогда не отказывайтесь выслушать своего партнера, друга, коллегу и постарайтесь проникнуться его проблемой, почувствовать его эмоции.
  • Заведите себе домашнего питомца – щенки и котята обладают способностью пробуждать в людях уснувшую способность к эмпатии.

Но главное условие, без которого невозможно развитие эмпатии – это любовь и бережное отношение к окружающим, и не только к людям. Только относясь к миру с любовью, вы сможете по-настоящему понять его, сможете научиться сопереживать. Один из законов социальной психологии – закон аттракции. Его суть в следующем: чем лучше мы относимся к человеку, тем лучше мы его понимаем.

Источник: //psychologist.tips/1847-empatiya-chto-eto-i-kak-ee-razvit.html

Что такое эмпатия в психологии простыми словами

Что такое эмпатия в психологии и как ее развивать? Что такое эмпатия определение в психологии

Эмпатия может проявляться при общении врача с пациентом

Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.

В психологии различают пять видов эмпатии.

  1. Эмоциональная. Характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне.
  2. Когнитивная. Происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели.
  3. Предикативная. Способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание. Происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния.
  5. Сочувствие. Социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.

Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени. Так выделяют четыре основных уровня.

  1. Низкий. Присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций. Такие индивиды не понимают чувств других людей, смотрят на все проблемы только с собственной позиции, не задумываясь о том, что для кого-то они могут быть более значимыми. Данным индивидам крайне сложно уживаться с другими, они стараются избегать компаний, с соседями и коллегами общаются в редких случаях, друзей у них очень мало. Среди мужчин неимпаты встречается в четыре раза чаще, чем среди женщин.
  2. Нормальный. Такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Характерен для 80 процентов людей. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.
  3. Высокий. Такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей. Благодаря умению общаться с людьми, добиваются больших достижений в личной и социальной жизни, карьерном росте. Человек, который находится на данном уровне, сопереживает другим, при этом не испытывает дискомфорт, эмоциональное восприятие чувств других людей не вызывает беспокойство или страдание.
  4. Повышенный. Таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями:
  • излишняя впечатлительность;
  • сильная ранимость;
  • острое переживание чувств и эмоций других людей;
  • возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие;
  • беспокойство и страдания за проблемы окружающих.

Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний. В такой ситуации важно заняться психотерапией, чтобы скорректировать гиперэмпатию.

Проявления эмпатии могут быть различными. Стоит учитывать то, что, например, психологическая и педагогическая эмпатии не похожи друг на друга, однако, обе являются подвидами одной и той же способности. Давайте рассмотрим примеры, которые проявляются в разных ситуациях.

  1. Педагогическая. Проявляется, когда ученик общается с учителем. Педагог, обладающий эмпатическими способностями, сумеет легко наладить контакт с ребенком, он распознает его потребности, чувства, учтет склонности и личные особенности, не станет оспаривать его точку зрения и ненавязчиво направит в нужное русло.
  2. Психологическая. Проявляется, когда происходит общение психолога с пациентом. Специалист внимательно слушает его, распознает эмоциональное состояние, выражает истинное сопереживание.
  3. Творческая. Характерна для актера, вживающегося в роль. Для того, чтобы качественно сыграть, ему необходимо примерить на себя образ персонажа, проникнуться его эмоциями, чувствами, разобраться в причинах его действий. В итоге, когда зритель будет лицезреть выступление данного человека, он убедиться в его профессионализме.

Характерные проявления

Проявляется умением распознавать чувства других людей, сопереживать им

На то, что у личности развита эмпатия, могут указывать такие признаки:

  • умение распознавать чувства другого человека на интуитивном уровне;
  • способность ощущать на себе чью-то роль;
  • умение оценивать ситуацию глазами другого индивида;
  • переживание эмоций, которые в данный момент испытывает другой человек;
  • умение соглашаться с чужой точкой зрения.

Многие люди хотят развить в себе данную способность или стремятся к тому, чтоб у их детей она была развита. Однако, нужно учитывать, что эмпатия имеет не только плюсы.

Она нередко приводит к возникновению сильных страданий. Для того, чтобы противостоять чужому негативу, необходимо иметь зрелый разум и твердый характер.

Если человек хочет развить в себе данную способность, он должен учитывать все достоинства и недостатки.

К положительным моментам относят:

  • перспективы профессионального развития;
  • оказание помощи своему близкому окружению;
  • невозможность оказаться обманутым;
  • умение устранять конфликты и препятствовать их развитию.

К отрицательным моментам относят:

  • эмоциональное выгорание;
  • риск возникновения психического расстройства;
  • повышенная тревожность;
  • проблемы при общении с окружающими;
  • вероятность нанесения моральной боли и умение ей противостоять.

Диагностика

Если посмотреть на дошкольников, то у них уже можно заметить первые проявления эмпатии. К моменту посещения школы, умение сопереживать формируется окончательно. Для определения того, насколько сильно проявляется эмпатия у человека, могут применяться психометрические диагностики:

  • тест Бойко на эмпатическое сопереживание;
  • диагностический опросник Юсупова;
  • опросника Косоногова на уровень сопереживания.

Может применяться, как один тип тестирования, так и все вместе. Кроме опросников и тестов, также можно задействовать психотерапевта, который сможет распознать, насколько хорошо конкретная личность умеет разбираться в чувствах других людей.

Я прошла тест Бойко. По его результатам имею высокий уровень эмпатии, эмоциональный вид. Думаю, каждому человеку будет интересно узнать, насколько в нем развиты данные способности.

Бланк для ответовк методике «Шкала эмоционального отклика»

№ п/п

Утверждение

Ответ

Согласен (всегда)

Скорее согласен (часто)

Скорее не согласен (редко)

Не согласен (никогда)

1

Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко

2

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства

3

Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать

4

Я считаю, что плакать от счастья глупо

5

Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей

6

Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств

7

Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие

8

На мое настроение очень влияют окружающие люди

9

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми

10

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки

11

Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь

12

Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой)

13

Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле

14

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь

15

Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются

16

Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут

17

Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет

18

Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены

19

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков

20

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных

21

Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге

22

Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей

23

Я очень переживаю, когда смотрю фильм

24

Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг

25

Маленькие дети плачут без причины

Источник: //zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/chto-takoe-empatiya-v-psihologii-prostymi-slovami.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.